Древневосточные теории жизненной силы и системы инь - ян

Категория: Лечебное питание народной медицины

Древневосточная концепция здоровья и болезни человека построена по принципу взаимодействия сил Инь и Ян. Человек в этой концепции находится в неразрывной связи со Вселенной, где также действуют Инь и Ян. Теория системы Инь—Ян была сформулирована около 2500 лет назад и особое развитие получила в Китае. В этой теории жизненная сила, или энергия (индийская —прана, китайская — ци, японская —ки), представляет собой взаимодействие и борьбу противоположных сил Инь и Ян. Восточная философия учит, что в мире нет ничего, что не было бы либо Инь, либо Ян. Инь и Ян всегда и везде сосуществуют одновременно. Они всегда стремятся к взаимному равновесию, которое по своей природе недостижимо, ибо сущность Жизни — в постоянстве изменений. Главный закон Инь и Ян — их взаимопревращение, так как каждая из этих противоположных сил содержит в себе потенциал другой.

Модель Инь—Ян определяет устройство всего сущего в мире, в том числе морали, социальных отношений, здоровья, питания и т. д. Равновесие Инь и Ян в организме обеспечивает жизненную силу (энергию), а с ней физическое, умственное и нравственное здоровье.

Для того, кто понимает систему Инь—Ян и старается уравновесить эти силы, жизнь становится счастливой во всех ее проявлениях. К Ян относятся такие понятия, как огонь, мужской, сильный, активный, быстрый, верхний, повышенная функция, плотный, тяжелый, твердый, горячий, слияние, сухость, жаркий, красный, соленый, горький, щелочной и т. д.

Ян — центростремительная сила. Она сжимает и производит звук, тепло и свет. Солнце, день, жара и лето несут в себе качества Ян.

К Инь относятся такие понятия, как вода, женский, слабый, пассивный, медленный, нижний, пониженная функция, рассеивание, легкий, мягкий, холодный, влажный, фиолетовый, кислый, острый, сладкий и т. д.

Инь — центробежная сила. Она расширяет и является источником тишины, спокойствия, холода и темноты. Луна, ночь, холод и зима несут в себе качества Инь.

Органы, имеющие полое строение и контакт с внешней средой, относятся к Ян — это желудок, кишечник, желчный и мочевой пузырь. Сердце, легкие, печень, почки, селезенка относятся к Инь.

Левая сторона тела — Ян, правая — Инь.

Распределение жизненной силы (энергии) в организме изменяется в зависимости от сезона года: Ян увеличивается летом, Инь — зимой. В годовом цикле жизненная сила распределяется по телу — она то укрепляется, то ослабевает. Поэтому для каждого органа есть свое неблагоприятное время года, в которое чаще всего возможно возникновение или обострение заболевания, затрагивающего этот орган. Например, для поджелудочной железы и селезенки это — май. Суточные ритмы сил Инь—Ян определяют пики активности соответствующих органов: для сердца это 11-13 ч, для тонкой кишки — 13-15 ч, для мочевого пузыря — 15-17 ч и т. д. Активизация органов Инь в суточный период оказывает тормозящее действие на органы Ян.

Важно учитывать, что Инь и Ян — это противоположности, составляющие единство и постоянно переходящие друг в друга. Там, где убывает Инь, прибывает Ян, и наоборот. Например, холодные страны (Инь) производят растения и животных Ян, соответственно растения и животные из теплых стран (Ян) сами являются Инь. Яйцеклетка, порожденная женщиной (Инь), является Ян, а сперматозоид, порожденный мужчиной (Ян), является Инь.

В медико-философской системе сил Инь и Ян сформулированы представления о внешних признаках нарушения баланса Инь — Ян, на основе которых ставят диагноз больному и назначают лечение, включая соответствующее питание. Пища содержит теплые (Ян), холодные (Инь) и уравновешенные элементы, что соответствует теплому, холодному и уравновешенному состоянию человека. Поэтому, согласно древневосточной медицине, пища может оказывать согревающее (стимулирующее) и охлаждающее (успокаивающее) действие на организм.

Таковы некоторые положения древневосточной теории жизненной силы и системы Инь — Ян, которые легли в основу дзен-макробиотики,

в частности классификации продуктов с учетом сил Инь и Ян, разработке макробиотических пищевых рационов, продуктов и блюд.

С одной стороны, в дзен-макробиотике большое внимание уделено применению в жизни принципов восточной философии. С другой стороны, Дж. Осава дает свое толкование этой философии. По его мнению, например, древняя школа в дальнейшем была изуродована.