Крийя-йога (йога очищения) и питание

Категория: Лечебное питание народной медицины

Практика Хатха-йоги немыслима без йоги очищения, своеобразной гигиены йогов, включающей в себя следующее:

нравственная и поведенческая чистота, соблюдение морального кодекса йоги, на формирование которого фактически направлены первые две ступени восьмиричного пути в йоге — яма и нияма;

наружная и внутренняя телесная чистота, поддерживаемая при помощи: правильного питания и регулярной очистки полости рта, носоглотки, желудка, кишечника, а также кожи, волос и половых органов; некоторые из методов этой очистки также имеют отношение, прямое или косвенное, к питанию.

Для очистки зубов утром и вечером йоги в Индии используют веточки специального дерева. Можно применять веточки дуба, богатого дубильными веществами, или зубную пасту йогов — смесь растительного масла и морской соли. Для очистки зубов, массажа десен и укрепления жевательных мышц рекомендуется включать в рацион жесткую пищу: цельные зерна злаков, в том числе проросшие, яблоки с кожицей, морковь и др. После употребления сластей, сладких напитков, фруктовых соков надо прополоскать рот водой. В процессе еды следует избегать воздействия на зубы резких колебаний температуры (горячее и очень холодное) пищи. После еды надо удалить остатки пищи из зубов деревянной зубочисткой и промыть рот.

Утренняя программа Хатха-йоги включает очистку языка деревянным скребком или зубочисткой, очистку нёба водой с помощью большого пальца руки, а также очистку носа соленой водой или, что более сложно, с помощью хлопкового шнура.

В практике йогов принято один раз в неделю очищать желудок путем приема натощак 1,5-3 л теплой пресной или подсоленной воды с обратным ее извержением из желудка. В этот день рекомендуется есть только отварной рис и пить воду.

Очистка желудка рекомендуется также при его переполнении в результате переедания. После питья воды (как можно больше) вызывают рвоту. Такую очистку проделывают 2-3 раза, пока извергаемая из желудка вода не станет чистой. По завершении процедуры выпивают стакан молока с отварным рисом, но принимать иную пищу можно лишь через 3 ч после окончания процедуры.

Важное значение придается и очистке толстой кишки с помощью клизмы — один раз в 1-2 недели. Существуют и другие, более сложные способы очистки желудка и кишечника. В ряде случаев очищение желудочно-кишечного тракта совмещают с днями воздержания от пищи (полного голодания). Все процедуры очистки желудка и кишечника сопровождаются определенными асанами, т. е. являются составной частью практики Хатха-йоги. В книгах А. Левшинова «Соль жизни» (1996), Г. Малахова «Очищение организма и правильное питание» (1996) и других «целителей», обещающих оздоровить каждого страждущего, очистка желудка и кишечника рекомендована всем людям и в отрыве от учения йогов. Кроме того, многие современные авторы неправильно трактуют понятие о Шанкх Пракшалане. Это сложнейший метод йоги, требующий длительного разучивания. Он заключается в том, что выпитая вода, благодаря производимым йогом движениям, перемещается из желудка по кишечнику и выходит наружу через задний проход. К клизмам, о которых пишут «целители», этот метод не имеет отношения.

С позиций современной медицины, промывание желудка целесообразно при пищевых и иных отравлениях, так как у здоровых людей нет каких-либо «завалов токсинов» в желудке. Более того, после промывания желудка уменьшается защитный слой слизи на его слизистой оболочке. Промывание желудка с последующей рвотой не является безобидной процедурой даже для здоровых людей. Эта процедура противопоказана при многих заболеваниях пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки, сердечно-сосудистой системы и т. д.

Существует множество причин развития хронических запоров. При некоторых запорах клизмы используют, при других они противопоказаны. Однако для людей с нормальной функцией и регулярным опорожнением кишечника «очистка» его с помощью клизмы принесет только вред. Возможно развитие привыкания к клизме, без которой самопроизвольного опорожнения кишечника происходить не будет, что вызовет стойкий запор. Кроме того, постоянное применение клизм неизбежно приведет к нарушению состава микрофлоры кишечника, поскольку будут вымываться не только ненужные микробы, но и полезные. Таким образом, к любым рекомендациям по «очистительному» промыванию желудочно-кишечного тракта надо относиться с крайней осторожностью.

Рекомендуемое для практикующих Хатха-йогу питание является лактовегетарианским с уклоном в сыроедение за счет сырых плодов и овощей и отчасти — зерновых и молочных продуктов. С позиций науки о питании, молочно-растительный пищевой рацион йогов при наличии в нем широкого продуктового набора способен удовлетворить потребность организма во всех или почти во всех (в зависимости от потребностей конкретного человека) пищевых веществах, включая незаменимые, т. е. не образующиеся в организме человека.

В основном (но не в частностях) не противоречат современной диетологии рекомендации йоги по питанию людей при некоторых заболеваниях, хотя эти рекомендации неоднозначны в связи с наличием разных школ йоги. • Правила питания йогов достаточно просты, и их соблюдение не должно вызывать больших затруднений у занимающихся Хатха-йогой вегетарианцев и невегетарианцев. Трудности заключаются только в выработке привычки питаться согласно рекомендациям йоги. Главное — это несколько обязательных условий: не переедать и не голодать (обе крайности йоги отвергают как не соответствующие природе человека), употреблять свежую, натуральную пищу которая не хранилась длительно, не подвергалась интенсивной тепловой кулинарной обработке или жесткой промышленной переработке, тщательно пережевывать пищу, больше пить воды, раз в неделю или реже — воздерживаться от пищи и т. д.

Правила питания йоги не являются незыблемыми. В жизни далеко не всегда под рукой имеются свежие продукты, например, сырые фрукты и ягоды. В этих случаях рекомендуется есть то, что имеется в наличии, соблюдая доступные условия питания. А потом нужно постараться вернуться к так называемым естественным продуктам и пище, приготовленной по правилам саттвического питания.

Все сказанное выгодно отличает принципы питания в Хатха-йоге от такой восточной ветви нетрадиционного питания, как макробиоти-ческое. Однако это не означает, что все рекомендации йоги, прямо или косвенно связанные с питанием, следует безоговорочно принимать.

В частности, это относится к сверхобильному питью сырой воды или методам очищения желудка и кишечника.

Вне зависимости от общей оценки питания в йоге надо учитывать следующее положение. Человек может питаться свежей молочно-рас-тительной пищей, многократно ее пережевывать, пить по 2,5-3 л сырой воды в день и тому подобное. Однако это не означает, что он питается как йог, если одновременно он не практикует весь комплекс Хатха-йоги. Абсурдно отрывать питание от всего учения йоги, где питанию отведена только роль обязательного фона. Можно сказать, что отдельного «йоговского питания» не существует вне всей системы йоги.

По словам философа и религиозного деятеля Индии Свами Виве-кананда (1863-1902), «питание йогов должно быть саттвическим, но нельзя придавать пище исключительное значение в возможности приобретения человеком Саттвы и тем самым обращать учение йоги в кухню. Тот, кто не может достигнуть Саттвы психическими и духовными усилиями, никогда не приобретет ее одним саттвическим питанием».