Продукты питания и пищевые рационы в йоге

Категория: Лечебное питание народной медицины

Рекомендации по продуктовому набору как основе питания имеются в древних книгах по йоге и в многочисленных последующих руководствах, развивающих это учение.

В Индии, при однозначном подходе к питанию йогов как молочно-растительному, у одних специалистов по йоге на первый план выходят молоко, зерновые продукты и овощи, у других — плоды и овощи. Распространение йоги в странах Европы и Северной Америке внесло свой вклад в рекомендуемый перечень пищевых продуктов, в том числе за счет некоторого размывания границ между вегетарианской и невегетарианской (кроме мяса животных и птиц) пищей.

С другой стороны, современные сторонники модных течений в питании пытаются изменить традиционный продуктовый набор йогов. Например, некоторые авторы утверждают, что в питании практикующих Хатха-йогу не должно быть молока и молочных продуктов, так как они вредны организму Эти рекомендации противоречат как принципам питания в йоге, так и науке о питании.

С позиций йоги, для развития психофизиологических способностей человека наиболее подходят следующие продукты: фрукты, ягоды, овощи, их соки, зерна злаков, включая проросшее зерно, зерновые продукты, бобовые, орехи, молоко и молочные продукты, коровье масло, особенно топленое, растительные масла, мед. Таким образом, речь идет о широком наборе молочно-растительной пищи.

Свежие фрукты, ягоды и овощи, прежде всего в сыром виде, занимают почетное место в списке продуктов для питания йогов. Считается, что эти продукты даны человеку самой природой и являются естественной пищей, богатой жизненной энергией — праной. По мнению некоторых современных специалистов йоги, в ежедневном рационе обязательно должна быть, по крайней мере, одна тарелка салата из сырых овощей и по одному яблоку, апельсину и банану. Это не исключает замены указанных фруктов на другие с учетом сезона года и места проживания. Йоги, как и дзэн-макробиотики, считают, что местные плоды и овощи находятся в природном равновесии с организмом. Однако рекомендации йогов по этому поводу не столь категоричны, как у макробиотиков. Кроме того, последние вообще резко ограничивают потребление фруктов и ягод, а большую часть овощей едят после варки .

Помимо свежих фруктов и ягод йоги допускают в питании и высушенные на солнце, например, изюм и курагу. Ассортимент овощей дополняется зеленой ботвой огородных растений. Широко применяются зеленый горошек и другие стручковые овощи. Важное значение с точки зрения саттвического питания придается тому, чтобы плоды и овощи не были деформированными и подгнившими. В питании используют и соки плодов, реже овощей, но свежеприготовленные, а не после хранения в течение нескольких часов и тем более — консервированные.

Во время обучения в школах йоги ученикам запрещается есть лук, чеснок и все овощи, которые созревают не под прямыми лучами солнца, — свеклу, морковь, редис, картофель и др. В период приобщения к йоге ученикам категорически запрещается любая возбуждающая (рад-жастическая) пища, например, чай и кофе. Кроме того, они должны приостановить свою сексуальную жизнь, стать брахма-чари нами — холостяками. Это считается необходимым для преобразования сексуальной энергии в более возвышенную энергию, которая развивает психические и духовные силы йога. Без этого воздержание теряет свой смысл.

Разумеется, все это относится к тем, кто действительно хочет познать йогу, а не овладеть несколькими приемами Хатха-йоги. После обучения разрешается употреблять в пищу как наземные, так и подземные овощи, но отношение к луку и чесноку остается отрицательным.

В некоторых руководствах по йоге лук и чеснок допускаются в пищу после их варки. Осторожное отношение к этим пряным овощам, как и вообще к пряностям, специям и приправам, обусловлено тем, что все они способствуют переходу саттвического питания в раджас-тическое, а при неумеренном употреблении — в тамастическое. Речь

идет не о том, что специи или приправы вообще нельзя употреблять, а о том, чтобы не злоупотреблять ими. Их можно применять для улучшения вкусовых качеств блюд, но не в избыточном количестве. При таком подходе мера зависит от самого человека. Истинные йоги все-таки не используют в питании ни пряности, ни специи и приправы. Вместо них для улучшения вкуса применяют соки плодов и овощей, в частности цитрусовых, иногда — кисломолочные напитки. Поваренную соль йоги употребляют очень умеренно, а в современных руководствах рекомендуется заменять обычную соль на морскую.

Зерна злаков йоги применяют в цельном виде (проросшие, сырые — после замачивания в воде, после варки), в виде круп с минимальной очисткой, например, коричневого (нешлифованного) риса, а также муки грубого помола, т. е. содержащей основные части цельного зерна.

В некоторых руководствах по йоге рекомендуется ежедневно съедать 50-100 г проросшей пшеницы, которую готовят следующим образом: промытую пшеницу кладут в широкую мелкую посуду, заливают холодной водой до уровня поверхности зерен, покрывают мокрой тканевой или марлевой салфеткой и ставят в темное место (можно и при комнатной температуре) в среднем на 24 ч до появления ростков длиной не более 1 мм.

Варианты употребления проросшей пшеницы или других зерен злаков:

жевать проросшие зерна, пока во рту не образуется «молочная» кашица; для вкуса можно добавить мед или измельченные орехи;

пропустить 1-2 раза проросшие зерна через мясорубку, залить кипятком и остудить; если налить мало кипятка, то получится каша, если много, то нечто вроде киселя; можно добавить по вкусу мед, немного морской соли, фруктового сока, простокваши и т. д.

С позиций йоги, проросшие зерна лучше непроросших, так как они обогащены жизненной энергией, поглощенной из воздуха и света. Проросшие зерна действительно имеют большую ценность, чем сырые или вареные, благодаря образованию ряда пищевых веществ в результате прорастания .

В каши из вареных злаков (рис, пшеница, овес и др.) можно добавлять мед, сахар-сырец, коровье или нерафинированное растительное масло, молотый арахис, миндаль или другие орехи.

Для начинающих заниматься Хатха-йогой А. Н. Зубков и А. П. Очаловский (1991) рекомендуют отказаться от хлеба и мучных изделий, изготовленных с применением дрожжей. Авторы утверждают, что дрожжи подавляют микрофлору кишечника, а это ведет к гиповитаминозам и снижению иммунитета, они способствуют также задержке холестерина в организме.

К указанным этими авторами «вредным» последствиям употребления изделий из дрожжевого теста следует добавить слово «якобы», так как отсутствуют научные подтверждения неблагоприятного влияния пекарских дрожжей на организм человека. Кроме того, в авторитетных руководствах по йоге нет «антидрожжевых» указаний.

Индийские йоги применяют муку грубого помола для изготовления тонких лепешек из пресного теста (они особенно популярны в штатах Северо-Западной и Центральной Индии) и лепешек из кислого теста, для которых закваской служит тесто, оставленное от предыдущей готовки. Но закваска, по сути своей, является носителем комплекса микроорганизмов, включая дрожжи. Наконец, в настоящее время многие йоги используют в питании обычный дрожжевой хлеб, но не из рафинированной белой муки. Из традиционных в Индии мучных изделий йогине рекомендуют только жаренные в кипящем масле лепешки.

Составной частью пищевого рациона людей, практикующих йогу, могут служить бобовые. Индийские йоги используют множество местных разновидностей бобовых, но редко — сою. В странах западного мира в настоящее время у занимающихся йогой стали популярными различные продукты и изделия из сои.

Йога рекомендует регулярное потребление сырых орехов — миндаля, фисташек, грецких, кешью и др. Полная горсть смеси разных орехов является достаточной ежедневной порцией. Считается, что сырые орехи способствуют увеличению выработки тепла в теле. Поэтому зимой орехи надо есть в большем количестве, чем летом.

Источником полноценного белка, легкоусвояемого кальция и других пищевых веществ в рационах йогов издревле служили молоко и кисломолочные напитки, реже — творог. Использовали пахту — продукт, получаемый при сбивании масла из сливок. Преобладание кисломолочных продуктов объясняется историко-географическими корнями йоги, так как в жарком климате Индии сохранить молоко в свежем виде затруднительно. По этой же причине йоги едят коровье масло главным образом в перетопленном виде. Кисломолочные напитки разводили водой, иногда добавляя соль или сахар, употребляли с лепешками, зерновыми или бобовыми кашами. В рекомендациях для практикующих йогу имеются указания на допустимость употребления сыра, но не острого или соленого.

Некоторые отечественные авторы настаивают на том, что йоги не едят сахар. Это не совсем верно. Йоги рекомендуют вместо рафинированного белого сахара темный (коричневый), содержащий патоку.

В Индии они употребляют гур — сахар-сырец с большим количеством патоки, который иногда используется как приправа к рису или лепешкам. Гур считается полезным при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Допустимо употребление стеблей сахарного тростника, который просто жуют. Разбавленный сок тростника пьют как напиток, добавляют в молоко и блюда из риса и других злаков. Отметим, что и поныне на улицах индийских городов можно выпить стакан свежевыжатого сока из сахарного тростника. Индия — родина сахара, само это слово происходит от древнеиндийского слова «саркара».

Поскольку гура и сахарного тростника в России нет, а рафинированный сахар йоги отвергают, то возникло представление о том, что йоги не едят сахар, как «вредный продукт». Это является примером искаженного подхода к истинному питанию йогов.

Рафинированный сахар можно заменить на мед, который был и остается характерным продуктом в питании йогов. Если мед густой, то рекомендуется смешивать его с растительным маслом, молотым миндалем, вареными зернами пшеницы, пресным сыром или творогом. Мед растворяют в воде, чае или молоке и пахте. Однако йоги предостерегают от злоупотребления медом: содержание его в пищевом рационе не должно превышать 2-3 столовых ложек (30-50 г). Не рекомендуется перегретый мед, т. е. добавленный в блюда и изделия, которые подвергаются тепловой обработке.

Вода, соки плодов и овощей, молоко, пахта — главные напитки в рационе йогов. Чай и кофе используются, но ограниченно, некрепкие и, желательно, с молоком. Безусловно исключаются алкогольные напитки.

Мясо животных и птиц йога отвергает по следующим причинам. Это противоречит принципу ненанесения вреда животному: йоги должны соблюдать правила ахимсы — ненасилие, устранение звериных инстинктов, всеобщая космическая любовь.

Сама мысль об употреблении в пищу мертвого тела для йогов противна.

Йоги считают, что «астральная вибрация» убитого животного или птицы воздействует на астральное тело едока, что снижает жизненную энергию (прану) организма. Отметим, что наиболее вредными для астрального тела человека считаются устрицы, мидии, гребешки, кальмары, раки, а наименее вредными из живых существ — рыбы. Возможно, поэтому включение рыбы в рационы йогов-невегетарианцев допускают некоторые специалисты по йоге.

Мясо быстро теряет свою свежесть при хранении и переходит в разряд тамастической пищи, не говоря уже о мясных продуктах промышленного производства — консервах, концентратах, сосисках и колбасных изделиях.

Для тех невегетарианцев западного мира, которые хотят обучаться Хатха-йоге, но не могут сразу отказаться от мяса, рыбы и яиц, рекомендуется постепенный переход на молочно-растительное питание. Сначала надо постараться употреблять эти продукты только 3-4 раза в неделю. Потом ограничивать употребление мясной пищи двумя днями в неделю и отказаться от говядины, баранины и свинины, заменив их куриным мясом и свежей рыбой. Одновременно нужно уменьшать и потребление яиц, все больше вводя в рацион зерновые и бобовые продукты, орехи, сырые фрукты и овощи, творог и пресный неострый сыр. Следует пить больше молока и кисломолочных напитков. Все это надо выполнять на фоне ежедневных физических (асаны) и дыхательных (пранаяма) упражнений. Йоги утверждают, что многие люди, которые длительно занимаются асанами (регулярно и не менее часа в день), начинают испытывать отвращение к мясу, табаку и алкоголю, позже к рыбе, и таким образом без всяких усилий над собой постепенно переходят на питание йогов. Этот период обычно длится несколько месяцев.

В книге Б. Арова «Теория и практика йоги» (1994) приведены советы йога Свами Вайрачьянанда невегетарианцам, решившим приступить к Хатха-йоге: тот, кто вместо постепенного и осторожного перехода (в течение года и более) на питание йогов, насильно заставит себя сразу же отказаться от мясной пищи, расстроит свое здоровье и станет жертвой постоянных искушений в пользу прежнего питания. Вместо легкости и свободы от правильно подобранной растительной и молочной пищи этот человек будет мучиться от воображаемого голода.

Специалисты по йоге обращают внимание на две вредные крайности при переходе людей западного мира на «природно-естественное питание»:

1) только растительная пища с исключением всех продуктов животного происхождения — молока, молочных продуктов, масла, меда;

2)  замена мяса избыточным потреблением зерновых продуктов, орехов, меда.

Такие продукты, как рыба и яйца, в ограниченном количестве допустимы для начинающих заниматься Хатха-йогой при условии их употребления по принципам саттвического питания. Например, свежая рыба после отваривания, но несоленая, копченая, вяленая, в виде консервов или пережаренная. Однако со временем желательно вообще отказаться от рыбы и яиц.

Лучшей пищей в йоге считается та, которая состоит из не обработанных огнем продуктов: сырых плодов и овощей, проросшего зерна, молочных продуктов, меда и др. Но йоги не настаивают на полном мо-лочно-растительном сыроедении. По разным данным, сырые продукты должны составлять от 50 до 70% объема пищевого рациона йогов.

Предложены степени полезности пищи в зависимости от способов тепловой обработки продуктов. Оптимальной считается варка на пару, далее — в воде. Пригодны и томленые (медленное, длительное тушение) блюда, по типу тех, которые в прошлом томились в глиняных горшках в русских печах. Менее желательно обычное тушение, и совсем не рекомендуется жаренье. После варки овощей не следует выливать воду, в которой они варились. Ее можно пить как напиток или использовать для супов или подливок.

С позиций йоги, продукты, лишенные своих естественных свойств в результате интенсивной и жесткой промышленной переработки, являются «обезжизненными». К таким продуктам, которые должны быть отвергнуты в питании йогов, относятся мука тонкого помола и полученные из нее продукты — хлеб, печенье, макароны, лапша и др., крупы, полностью лишенные зерновых оболочек, — шлифованный рис, манная крупа и др., рафинированный (белый) сахар, кондитерские изделия, сладкие напитки (кока-кола и др.), рафинированные растительные масла, маргарины, баночные консервы, концентраты, продукты соленые, маринованные, копченые или подвергнутые высокотемпературной обработке (стерилизация), продукты, содержащие пищевые добавки —- красители, ароматизаторы, консерванты и др.

В современных руководствах по йоге перечисленные и подобные им продукты относятся к пище, лишенной праны, «мертвой», тамас-тической. Обратим внимание на слово «современные», так как этот перечень продуктов не исходит из древней, классической йоги, во времена которой указанных продуктов просто не было.

Однако рекомендуемые в питании йогов продукты и приготовленные из них блюда тоже могут в той или иной степени потерять свою природную жизненную силу при неправильных кулинарной обработке, хранении (следует избегать даже «переночевавших» блюд), повторном разогревании. Следовательно, саттвическое питание обеспечивает сырая или подвергнутая небольшому тепловому воздействию и свежая пища.

В основе меню тех или иных пищевых рационов лежат рекомендуемые наборы продуктов и методы их кулинарной обработки. В связи с наличием разных школ йоги не только в самой Индии, но и в других странах образцы меню пищевых рационов в руководствах

по йоге весьма различны. Примером являются представленные ниже меню рационов из книг трех авторов. В совокупности эти меню дают представление о вариантах подходов к питанию для занимающихся Хатха-йогой.


Предлагаемый рацион состоит главным образом из фруктов, овощей, их соков, продуктов из зерна и сои. Молочные продукты, мед, яйца, масло служат лишь дополнением к основному питанию. В целом меню рациона характерно для лактоововегетарианства .

Индра Деви пишет, что данный рацион — пример ее собственного питания в возрасте после 70 лет. Отметим, что сама автор родом из Латвии. После обучения в школе йогов в Индии она приняла индийское имя.


Организатор школы йоги в Болгарии В. Евтимов подчеркивает, что предлагаемые рационы являются лишь примерной схемой, по которой можно регулировать питание людей, занимающихся йогой. Рационы состоят из овощей, фруктов, зерновых и молочных продуктов, т. е. являются лактовегетарианскими. В отличие от рациона Индры Деви здесь гораздо шире представлены молочные продукты (молоко, простокваша, брынза, творог), что характерно для традиций болгарского питания.



Предлагаемый рацион состоит главным образом из фруктов и овощей, в меньшей степени — из зерновых и бобовых. Молоко является дополнением к основному питанию, но в целом меню рациона характеризует лактовегетарианство. Особенность рациона, отличающего его от предыдущих, — допустимость рыбы для занимающихся йогой невегетарианцев. Возможно, это связано с тем, что Пфулгенда Синха является директором-основателем Институтов йоги в Патне (Индия) и в Вашингтоне (США).