Варианты голодания в нетрадиционном питании

Категория: Лечебное питание народной медицины

Два направления голодания (профилактическое и лечебное) в системе нетрадиционного питания наиболее полно отражены в изложенных выше работах П. Брэгга и Г. Шелтона. Однако голодание рекомендуют и многие другие сторонники нетрадиционного питания, причем их подходы к применению голодания в той или иной степени отличаются от положений указанных авторов. Остановимся на наиболее характерных в этом отношении рекомендациях.

С. А. Аракелян (1984) предложил систему омоложения, основанную на ФПГ — «физиологически полезном голодании». ФПГ надо проводить следующим образом: полное голодание 1-го, 2-го и 3-го числа каждого месяца, одна неделя — раз в квартал, две недели — раз в полгода и один месяц — раз в году. При ФПК следует пить воду с добавлением «антистрессового препарата» из лимонной кислоты, мяты и меда, а утром и вечером очищать кишечник клизмами. В перерывах между ФПГ следует употреблять только сырую растительную пищу. По С. А. Аракеляну, все это должно обеспечить жизнь как минимум до 120 лет. Таким образом, человек, поверивший в эту систему омоложения, в ожидании своего долгожительства должен голодать около 120 дней в году и стать вегетарианцем-сыроедом. Для единомышленников С. А. Аракеляна, продолжающих пропагандировать ФПГ, такая жизнь с туманной мечтой о долголетии считается оправданной. В целом схема ФПГ напоминает профилактическое голодание по П. Брэггу, но в более жестком варианте из-за большого количества дней голодания в году и обязательного сыроедения.

Г. С. Шаталова — одна из наиболее активных сторонников нетрадиционного питания. В ее книге «Целебное питание» (1997) сказано, что голодание может стать первым шагом к исцелению благодаря отдыху организма, его очистке и использованию для питания не имеющих важное значение тканей, включая опухоли. Но одновременно Г. С. Шаталова предупреждает, что при длительном лечебном голодании возможно отравление организма продуктами распада тканей. Поэтому нужны очищающие процедуры (клизмы и др.), а проводить голодание надо под наблюдением врача. С этими предупреждениями нельзя не согласиться. Вызывают возражения ее рекомендации по обязательному применению длительного полного голодания с днями абсолютного голодания при прогрессировании рака. После голодания она назначала таким больным резко ограниченное питание: на весь день — половину томата, 3-4 орешка фундука и 2-3 ложки отварной без соли гречневой крупы. Напомним, что даже Г. Шелтон считал бесполезным голодание при раке.

В книге О. И. Елисеевой «Практика очищения и восстановления организма» (1997) профилактическое голодание предлагается в таком режиме: одни сутки в неделю и двое суток — в конце месяца, что не исключает более продолжительного «очистительного голодания». По Елисеевой, настоящее голодание начинается с 4-го дня, после чего организм сам не захочет выходить на обычное питание и пожелает подольше заниматься «уборкой» всех органов и систем. Она рекомендует увязывать месяцы профилактических «очищений» организма с «циркуляцией максимальной энергии по временам года согласно дате рождения» (например, при рождении в январе оптимальный месяц очищения — июль) и с «месяцами максимума энергии для разных органов», например, март — для желудка, июнь — для позвоночника, декабрь — для сердца и т. д. Лечебное голодание, как часть процесса очищения организма, можно проводить в любой месяц.

По словам О. И. Елисеевой, желание «правильной пищи» появляется только после очистки организма, так как «каждый» из нас носит в себе от 3 до 25 кг шлаков — камни, соли, песок, холестерин и др. После избавления от шлаков человеку легко отказаться от мяса, затем от хлеба, потом от картофеля, рыбы, сыра и т. д. Возникнет желание есть овощи, фрукты, каши на воде, чеснок, лук. Далее нужно продолжать методы очищения, включая голодание, и переходить на раздельное и вегетарианское питание, а затем — на сыроедение.

В книге О. И. Елисеевой голодание рассматривается как составная часть системы очищения организма и одновременно как часть комбинации разных видов нетрадиционного питания. Автор дополняет

правила голодания ориентацией на мистические месяцы «максимальной энергии», а также сообщает неведомые современной медицине сведения о наличии в организме каждого человека 3-25 кг «шлаков», включая холестерин. Отметим только, что предлагаемое О. И. Елисеевой избавление организма от холестерина приведет к прекращению его жизнедеятельности, ибо холестерин — необходимое для организма вещество.

Более сдержанный подход к голоданию отражен в брошюре М. В. Ога-нян «Биохимия, биоритмы и питание» (1992). Автор считает, что, когда человек здоров, в голодании нет необходимости. При голодании распадаются только больные клетки и ткани организма. Перед лечебным голоданием надо очистить кишечник слабительными средствами и клизмой. Эту процедуру следует повторять в ходе голодания (два раза в неделю) для выведения продуктов распада пораженных болезнью структур. После голодания можно есть только фрукты, далее добавить овощи, а после них — молочные продукты. Таким образом, М. В. Оганян выступает против идеи П. Брэгга о голодании практически здоровых людей.

Особый вариант голодания предложен Г. П. Малаховым в книге «Биосинтез и биоэнергетика» (1996). Изложенные автором механизмы и методика голодания представляют собой удивительную разнородную смесь, которая, в частности, включает следующее.

□   Обоснование голодания ссылками на изданное в наше время «Евангелие Мира Иисуса Христа от ученика Иоанна», которое учеными всего мира признано фальшивкой, а христианскими богословами — кощунственной подделкой. Согласно Г. П. Малахову, «наиболее выдающимся популяризатором голодания с лечебной целью был Иисус Христос». Опираясь на лжеЕвангелие, автор дает ряд рекомендаций по проведению голодания, увязывая их одновременно с некоторыми древнетибетскими представлениями.

Проведение голодания с учетом аюрведических типов тела — «Ветер», «Желчь», «Слизь», что в Аюрведе соответствует Вата, Питта и Капха дошам .

Очищение организма во время голодания по системе йогов, включая сложнейшую и доступную истинным йогам Шанкх Пракша-лану, когда обильно выпитую воду человек сам «проталкивает» через весь желудочно-кишечный тракт. Параллельно Г. П. Малахов дает «рекомендации Иисуса Христа» по промыванию кишечника.

□   Отвергнутое наукой предположение об образовании в организме при голодании из азота и углекислого газа воздуха незаменимых аминокислот и энергии, которые до голодания человек получал из пищи.

Уриновое голодание: человек во время голодания пьет не только воду, но и собственную мочу, а также делает микроклизмы и массаж тела с этой мочой. По Г. П. Малахову, «уриновое голодание является венцом всех голоданий». Если обычное голодание «позволяет очистить и оздоровить организм, то уриновое позволяет восстановить разрушенные болезнью органы». В основе этих рекомендаций лежит книга Д. У. Армстронга «Вода жизни» (1944), автор которой (не врач по образованию, как и Г. П. Малахов) называл мочу «живой водой» и сообщал об исцелении уриновым голоданием гангрены, рака, бронхиальной астмы, ревматизма, сахарного диабета, катаракты глаз, болезней крови и кожи, малярии, сифилиса и т. д.

, Согласно Г. П. Малахову, голодание эффективно решает проблемы совместимости людей — внутрисемейные и межнациональные. Он пишет: «Если человек хронически болен, то через легкие выделяются в повышенном количестве токсины данной болезни. Окружающие такого человека люди это чувствуют и подсознательно стараются держаться от него подальше. Это выражается в непереваривании и раздражительности от одного вида такого человека. Возникают конфликты — разлад в семье, распад коллектива. После голодания организм очищается и оздоравливается... и ранее несовместимые люди прекрасно ладят друг с другом». Сам автор сообщает, что после голодания его кал приобрел запах фруктов.

Примеры подобных составных частей (теоретических и практических) голодания по Г, П. Малахову можно продолжать и продолжать. Автор подробно описывает опыт проведения такого комбинированного голодания на самом себе, заключая его следующими словами: «Теперь я восторгаюсь силой голода... Вы тоже можете воспользоваться информацией о голоде, которой нет нигде». С последними словами Г. П. Малахова нельзя не согласиться.

Правда, он предупреждает читателей: «Вопрос сложен и с первого раза может быть понят правильно лишь высокообразованными людьми. Всем остальным советуется прочитать его (т. е. текст Г. П. Малахова. — Прим. авт.) столько раз повторно, чтобы возникло желание провести голод на себе. Вот только тогда вы по-настоящему овладеете материалом. Методом же вы овладеете только после нескольких лет практики».

Голодание по Г. П. Малахову и кратко упомянутому Д. У. Армстронгу можно отнести к крайним вариантам голодания для любителей нетрадиционной медицины.

В книге журналистки М. Ф. Гогулан «Попрощайтесь с болезнями» (1997) изложены пути самоизлечения с помощью методов нетрадиционной медицины, особенно «Системы здоровья» Кацудзо Ниши (1884-1959), включающей голодание.

Согласно М. Ф. Гогулан, лечение голодом — это оптимальный способ воздействия на организм, вызывающий душевное, умственное и физическое улучшение. Она приводит перечень более 50 заболеваний, которые, по К. Ниши, можно победить голоданием. В этом перечне инфекционные болезни (венерические, гепатит, тиф, менингит, малярия и др.), болезни, требующие хирургического вмешательства (аппендицит, грыжи), сахарный диабет, эпилепсия, параличи, рак и т. п. На наш взгляд, даже ссылка на другого автора не вправе позволить современному «целителю» приводить без комментариев абсурдный и вредный для больных перечень заболеваний, при которых якобы показано голодание.

М. Ф. Гогулан пишет, что для получения успешных результатов голодание надо проводить 5 раз в году. У мужчин голодание должно продолжаться в первый раз 3 дня, во второй — 5 дней, а далее по 7 дней, в каждый из трех оставшихся курсов, у женщин — 2 дня в первый раз, 4 дня — во второй и по 6, 8 и 10 дней соответственно для каждого из оставшихся курсов. Причины половых различий сроков голодания не объясняются. Между курсами голодания интервал должен составлять 40-60 дней. Допустимо начинать голодание короткими курсами — по 24-36 или 48 ч, повторяемыми 1-2 раза в неделю. С другой стороны, для борьбы с запорами, способствующими отравлению организма, желательно голодание в течение 10 дней и более.

За несколько дней до голодания следует перейти на сыроедение или есть только фрукты и орехи. Перед голоданием очищают кишечник слабительными средствами и клизмой. Во время голодания надо пить воду, лучше всего — с лимоном. Для предупреждения кишечной непроходимости желательно принимать студнеобразное вещество из агар-агара — морской травы. В каждый 4-й день голодания применяют «большую клизму» из 2-3 л воды с 1-2 столовыми ложками яблочного уксуса или лимонного сока — это ускоряет очищение организма. После голодания надо есть фрукты и пить разбавленные водой соки. Затем на срок, равный голоданию, следует питаться сырой пищей, подключая к фруктам овощи, орехи и семена.

Такова схема голодания по К. Ниши—М. Гогулан. Особо отмечено, что голодание предназначено скорее для профилактики, чем для лечения болезней, хотя голод — лучший метод лечения всех физичес- • ких болезней. Таким образом, здесь совмещены идеи профилактического голодания по П. Брэггу и лечебного — по Г. Шелтону, но методика проведения голодания имеет существенные особенности.

М. Ф. Гогулан пишет, что она не занимается лечением, а только проповедует здоровый образ жизни и делится своим опытом. Но в качестве примера она приводит больную, у которой был обнаружен рак матки с метастазами и которой она предложила вместо операции перейти на б недель на «Систему здоровья Ниши», включая голодание в течение 12 дней с питьем воды с добавлением яблочного уксуса, а также мочи. После голодания больная 12 дней пила свежие соки из пяти видов фруктов и овощей, а затем отправилась к врачу, который признал ее здоровой.

Сложно установить истинный характер болезни у данной больной, опираясь только на рассказ журналистки. Но подобная реклама голодания крайне опасна для онкологических больных. Отметим, что такие авторитеты в области «естественного питания», как Г. Шелтон в книге «Голодание может спасти вашу жизнь» (1964) и Г. Горен в книге «Путь к здоровью и долголетию» (1984), не рекомендуют голодание для исцеления от рака.

В известной книге А. Чейз «Питание и здоровье» (1954) изложен ее опыт лечения некоторых больных раком с помощью прерывистого голодания и молочно-растительной диеты с преобладанием фруктов и овощей. Но А. Чейз не сообщает об исцелении таких больных, а говорит только об облегчении их состояния.

А. Чейз рекомендовала профилактическое и лечебное голодание, но методика его проведения отличалась от таковой у П. Брэгга и Г. Шелтона. Механизмы действия голодания на организм А. Чейз характеризовала также упрощенно: голодание обеспечивает отдых организму и очищает его от отходов (шлаков). По ее словам, голодание предотвращает болезни, поэтому оно важно для здоровых людей. Она предлагала проводить профилактическое голодание 1 или 2 раза в год в течение 3-10 дней, особенно здоровым или почти здоровым людям старше 30-35 лет. А. Чейз указывала на опыт эффективного применения лечебного голодания при бронхиальной астме, заболеваниях суставов, кожи (экземы, псориаз), хронических воспалительных заболеваниях носа, горла и легких, переутомлении, преждевременном старении и т. д. По ее данным, курс голодания быстрее, чем другие методы, помогает алкоголику преодолеть тягу к спиртному, а курильщику — зависимость от никотина. В целом этот перечень показаний к голоданию близок к рекомендациям современной диетологии (см. ниже).

А. Чейз справедливо обращала внимание на непредсказуемость реакции больных людей на голодание и возможность возникновения у некоторых из них осложнений. Она утверждала, что здоровый или почти здоровый человек легче переносит голодание, так как он не перегружен вредными отходами. У больного человека в ходе первого

этапа голодания могут резко обостриться симптомы болезни. Для сглаживания этих явлений А. Чейз предложила чередовать периоды голодания с периодами «легкой диеты», состоящей из сырых фруктов (апельсины, ананасы и др.) и их соков. Во время голодания она рекомендовала проводить промывание кишечника клизмами и пить воду с лимоном для лучшей очистки организма от накопленных отходов. Для стимуляции организма необходимы массаж тела и легкие физические упражнения даже при постельном режиме голодающего.

Согласно А. Чейз, при чередовании курсов лечебного голодания с правильным питанием (сыроедение или молочно-растительная диета) одних пациентов можно вылечить за 7-8 недель, других — за 5-12 месяцев. Она подчеркивала, что чем моложе пациент, чем менее поражен его организм, тем легче и быстрее он излечивается голоданием. Таким образом, голодание наиболее эффективно в начальных стадиях развития той или иной болезни. Отметим, что, по нашему клиническому опыту, переносимость одинакового по длительности голодания больными людьми нередко лучшая, чем «почти здоровыми людьми». Следовательно, реакция на голодание не определяется степенью накопления в организме так называемых отходов (шлаков).

Сторонники регулярного голодания здоровых людей часто ссылаются на учение йогов. Однако в этом учении полное голодание один раз в неделю рекомендуется тем людям, которые занимаются Хатха-йогой, причем соответствующее питание и голодание являются только фоном для практикующих йогу. В учении Махариши Аюрведы для здоровых людей предлагается не голодание, а однодневная соковая диета.

Осторожно относилась к голоданию и древняя восточная медицина, на которую часто ссылаются современные сторонники голодания. Например, в трактате индо-тибетской медицины «Чжуд-ши» (VIII в.) голодание рекомендовано при плохой перевариваемости пищи, ожирении, болезнях толстой кишки, селезенки и суставов, поносе и рвоте, при лихорадке и т. д. Подчеркнуто, что при чрезмерном голодании у больных «основные силы организма расстраиваются, появляются слабость, головокружение, бессонница, утрачивается острота органов чувств, нарушается система рлунг». Под «системой рлунг» в тибетской медицине подразумевалась система регуляции всех процессов в организме — психических, двигательных, пищеварительных, выделительных и др. При болезнях «системы рлунг», истощающих основные силы организма, рекомендовалось не голодание, а соответствующее питание. В частности, согласно Чжуд-ши, голодание ускоряет процессы старения, что противоречит утверждениям современных сторонников голодания, считающих его омолаживающим средством.