Йоговское питание при различных заболеваниях

Категория: Лечебное питание народной медицины

В книге Пфулгенда Синха «Йоговское лечение распространенных болезней» (1990) даны основы терапевтической йоги как системы самолечения. Согласно представлениям йоги, недомогание и болезни являются следствием неправильного образа жизни, вредных привычек, нарушений питания. Так как причинами болезней являются ошибки человека, то лечение состоит в исправлении этих ошибок им самим. Таким образом, сам человек ответствен как за возникновение, так и за лечение болезней. Специалист по йоге указывает только пути выздоровления и является лишь советником для пациента.

В традиционной медицине задача излечения болезни и восстановления здоровья возлагается прежде всего на лекарства, пациент при этом должен делать очень немного — принимать лекарства. В этом и состоит существенное различие медицинской и йоговской систем лечения. Если в традиционной медицине лекарства призваны устранять нарушения, то в йоговской системе они не нужны совсем. Сам пациент своим личным пониманием, упражнениями, поведением и питанием лечит свою болезнь.

Необходимо отметить, что такой подход терапевтической йоги к причинам возникновения и лечению болезней применим далеко не ко всем заболеваниям, например, наследственным или многим инфекционным болезням. Правда, и сам Пфулгенда Синха признает, что есть болезни, при которых только традиционная медицина может помочь больному.

Йоговский метод лечения включает четыре направления:

1)   правильное питание;

2)   практические занятия йогой;

3)   правильное поведение с отказом от вредных привычек;

4)   формирование правильных представлений о жизни, природе и обществе.

Обратим внимание на то, что в терапевтической йоге питание выступает как самостоятельный компонент комплексного лечения, а при овладении самой йогой, в частности Хатха-йогой, соответствующее питание является только обязательным фоном.

Правильное питание должно соответствовать природе заболевания и состоянию больного. Оно должно обеспечивать необходимые потребности организма для поддержания в нем равновесия и исключить те продукты и блюда, которые считаются вредными при данном заболевании. Подчеркнем, что указанные принципы терапевтической йоги очень близки современной диетологии.

По терапевтической йоге, основными компонентами пищевого рациона почти для всех больных являются следующие продукты: фрукты, ягоды, овощи (стручковые — выборочно), салаты из сырых овощей, листья огородной зелени, проросшие зерна злаков или бобовых, фруктовые соки, орехи, дрожжевой или бездрожжевой пшеничный хлеб из муки грубого помола, крупы из дробленого зерна риса, пшеницы, овса и других злаков. В рацион включают также молоко, сыр, топленое масло и яйца. Для больных-невегетарианцев допускаются в некоторых случаях рыба и печень, но мясо животных и птиц исключается. Важнейшим принципом является наличие в рационе салатов из сырых овощей, сырых свежих фруктов, сырых и вареных овощей и сырых орехов. Приготовление пищи допускает тепловую кулинарную обработку но пища должна готовиться по правилам саттвического питания.

С одной стороны, лечебные рационы йоги являются преимущественно молочно-растительными (лактовегетарианскими) с уклоном на потребление сырых плодов и овощей. С другой стороны, эти рационы допускают расширение питания за счет яиц (лактоововегетари-анство) и даже переход на невегетарианское питание за счет рыбы и печени. Все это указывает на гибкий подход к питанию больных.

В терапевтической йоге предусмотрено четырехразовое питание, причем в каждом конкретном случае меню больного составляется индивидуально. Одновременно указано, что частота приемов пищи зависит от привычек больного. Однако все больные должны соблюдать

следующие правила: есть медленно, тщательно пережевывая пищу, съедать только 85% от желаемого количества пищи, принимать пищу последний раз не менее чем за 2 ч до сна, при обильном водопотребле-нии (10 стаканов и более в день) избегать питья воды во время еды, не употреблять горячую, острую и жареную пищу, не выпивать более 1-2 чашек чая или кофе в день, полностью отказаться от алкогольных напитков.

На фоне соответствующего питания больному подбирают практический курс йоги с учетом болезни и общего состояния здоровья. Курс включает такие виды Хатха-йоги, как асаны и пранаяму, а также массаж, купание и др.

Больным с нездоровыми привычками, неправильными представлениями о жизни необходимо овладение первыми ступенями — яма и нияма, с ними проводится своеобразная психотерапия. При некоторых психических расстройствах используют и другие виды (ступени) йоги, выходящие за рамки Хатха-йоги, а именно: дхарану (концентрацию мысли) и дхьяну (медитацию).

Пфулгенда Синха не включает в терапевтическую йогу голодание, очистку носоглотки водой или с помощью шнура, очистку желудка водой с последующей рвотой, очистительные клизмы и ряд других процедур, характерных для практики йогов. Это объясняется тем, что йоготерапия — это специализированный раздел йоговской культуры. Кроме того, различные школы йоги в Индии и других странах развивают свои собственные системы лечения, основываясь на накопленном опыте. Отсюда возникают разные варианты методов терапевтической йоги.

Это положение относится и к рекомендациям по питанию больных людей. Например: однодневное воздержание от пищи (1 раз в неделю) назначают больным в некоторых йоговских лечебницах, а С. Шивананда в своей книге «Йоготерапия, или Излечение болезней йоговскими методами» (1993) рекомендует трехдневное голодание (с обильным питьем горячей воды и очищением кишечника) даже при простудных заболеваниях и гриппе.

Ниже представлены рекомендации терапевтической йоги по питанию и меню пищевых рационов при некоторых заболеваниях. Параллельно даны наши комментарии с позиций современной диетологии.