Шесть вкусов

Категория: Лечебное питание народной медицины

Вопрос о вкусах (расах) требует особого рассмотрения, ибо в них заложена первичная информация о пище. По Аюрведе, каждый из шести вкусов непосредственно общается с телом и несет в себе особый сигнал. Язык узнает их, благодаря инстинктам. Вкус вызывает цепочку реакций, тянущихся от рта до всех клеток тела. В пище должны содержаться все вкусы — «возбуждающие» тело (горький и вяжущий) и «успокаивающие» его (главным образом сладкий). Для активизации пищеварения иногда необходимы «горячие» вкусы — острый, кислый и соленый, а для замедления пищеварения — «холодные» вкусы — горький, вяжущий и сладкий.

Каждый продукт и пища в целом обладают собственным вкусовым спектром. Сахар, уксус и соль имеют единственный вкус, но у подавляющего большинства продуктов их два или больше: лимон — кислый, сладкий и горький, сыр — сладкий и кислый, морковь — сладкая, горькая и вяжущая. Молоко считается «полной» пищей, так как в нем присутствуют все шесть вкусов, хотя с преобладанием сладкого. Поэтому молоко рекомендуется пить отдельно от других продуктов или сочетать только со сладкой пищей — фруктовой, мучной, а также с сахаром.

Пользуясь вкусовым спектром, можно описать любую пищу с точки зрения увеличения или уменьшения дош. Так как все три доши взаимосвязаны, возрастание одной из них имеет принципиальное значение. Поэтому Аюрведа описывает каждый вид пищи исходя из его воздействия на ту или иную дошу. Например, капуста увеличивает Вату, морковь — Питту, все виды масла — Капху.

Ниже представлена характеристика шести вкусов (рас).

Сладкий вкус

Все основные виды пищи так или иначе связаны со сладким вкусом. Этот вкус наиболее активен по целебным возможностям. Он укрепляет и увеличивает силы тела.

Сладкий вкус увеличивает Капху и уменьшает Вату и Питту. Примеры сладкой пищи: сахар, мед, рис, молоко, сливки, масло, пшеничный хлеб. Фрукты главным образом сладкие и вяжущие, однако в цитрусовых присутствует и кислый вкус. Овощи главным образом сладкие, но овощи с зелеными листьями имеют еще и горький вкус. Молочные продукты в основном сладкие, но кефир и сыр обладают кислым и острым вкусами. Мясо по преимуществу сладкое и вяжущее, как и бобовые. Семена и орехи — сладкие. В целом любая питательная и приносящая удовольствие пища включает в себя, как правило, сладкий компонент.

Сладкий вкус сильно увеличивает Капху, и любая сладкая пища сообщает телу качество этой доши. Людей типа Капха удовлетворить легче, чем других, так как сладкий вкус является самым насыщающим. Если человек нервничает или сильно расстроен (признак раздраженной Ваты), успокоить его может сладкое. Одновременно притупляется и Питта. Однако избыток сластей дестабилизирует организм. Притупление чувств, чванство, жадность, эмоциональная неустойчивость, сонливость — также следствия переизбытка сластей.

При несбалансированности Капхи сладкая пища нежелательна. Исключение составляет мед, который способствует уравновешиванию Капхи. Людям типа Капха дано чувство удовлетворения и благополучия, которое представителям Ваты и Питты приходится черпать из сладкого. Лучшим средством для уравновешивания Питты является такая сладкая пища, как топленое масло.

Соленый вкус

Этот вкус увеличивает Капху и Питту и уменьшает Вату. Представляет соленый вкус поваренная соль, которая придает вкус пище, поддерживает аппетит, вызывает выделение слюны и желудочного сока. Соль, как и Питта, — горячая, поэтому пищеварительный процесс согревает тело. Соленый вкус обладает очищающими свойствами, он «вытягивает» из организма что-то, застрявшее в нем и затвердевшее.

Чрезмерное потребление соли подавляет все другие вкусовые ощущения, искажая каждое из них. Соль утяжеляет ткани, так как связывает в них воду. Избыток соли создает для Капхи проблемы с выделением жидкости из организма, ведет к накоплению жира и тучности, а

также к воспалению кожи. Однако Аюрведа считает, что соль — не враг и здоровый человек может съедать ее сколько угодно без вреда для артериального давления. Не соль поднимает давление, а нарушение равновесия дош, которое происходит раньше, чем соль нанесет какой-либо вред. Одновременно Аюрведа выступает за умеренное потребление соли. Если у человека типа Питта или Капха нарушено равновесие, то соленая пища нежелательна.

Кислый вкус

Этот вкус, как и соленый, увеличивает Капху и Питту и уменьшает Вату. Примеры кислой пищи: лимоны, томаты, сливы, виноград, другие кислые фрукты, ягоды и овощи, кефир, сыр, уксус и т. д.

Кислый вкус обладает освежающим свойством, усиливает аппетит, способствует перевариванию пищи, сдерживает выход жидкости из организма и добавляет телу тяжесть (делает его более Капха). Избыток кислой пищи нарушает кислотно-основное равновесие и отрицательно влияет на организм.

Если Питта и Капха не уравновешены, то кислая пища нежелательна. Продукты брожения, имеющие кислый вкус (сыр, уксус и др.), можно употреблять изредка и в малых количествах.

Горький вкус

Этот вкус увеличивает Вату и уменьшает Питту и Капху. Примеры горькой пищи: листовые овощи, горькие огурцы, латук, цикорий, кожура лимона, некоторые пряности, напиток «тоник» и т. д.

Согласно Аюрведе, горький вкус улучшает пищеварение и аппетит, согревает тело и стимулирует выход жидкости из него, расширяет сосуды и способствует очищению полостей тела. Этот вкус дает телу легкость, холод и сухость. По своему воздействию он более Вата, чем другие вкусы. Горький вкус уравновешивает тягу к сладкому, кислому и острому. Горечь перед едой — эффективное средство для людей со слабым пищеварением; горечь во рту вызывает желание более удовлетворяющих вкусов.

Если тело в результате обострения Питты воспалено, разгорячено или зудит, то горький вкус может исправить положение. В избыточном количестве горький вкус обостряет Вату, что у людей этого типа вызывает нарушения здоровья (головные боли, слабость, потеря аппетита, похудение и др.). Причина, выводящая Вату из равновесия, заключена в горьком.

Острый вкус

Этот вкус увеличивает Вату и Питту и уменьшает Капху. Примеры острой пищи: стручковый перец, лук, чеснок, редис, любая пряная пища.

В Аюрведе считается, что у горячей и пряной пищи есть собственный вкус — острый. Острота узнается по чувству жжения (увеличивается Питта) и жажде (возрастающая Вата вызывает сухость). Острота согревает тело и стимулирует выход жидкости из организма. В результате усиливается процесс пищеварения, застойные ткани очищаются. С появлением в организме острого приходят в движение кровь, слюна, слизь, пот, слезы. Очищая все полости, острая пища служит лучшим средством для уравновешивания Капхи. Но слишком острая пища приносит телу не возбуждение, а раздражение. При несбалансированности Ваты и Питты острая пища нежелательна.

Вяжущий вкус

Этот вкус увеличивает Вату и уменьшает Капху и Питту. Примеры вяжущей пищи: яблоки, груши, разные виды капусты, картофель, морковь, бобы, чечевица и др.

Вяжущий вкус, который сушит и стягивает рот, наименее распространен из шести вкусов. Как и горький, вяжущий вкус присущ Вате. Вяжущая пища успокаивает, охлаждает, останавливает выделения (пот, слезы). Например, бобы и стручковый перец хорошо сочетаются, компенсируя воздействие каждого на функции организма, в частности слезотечение. Вяжущий вкус способствует сокращениям, поэтому его избыток может привести к недугам Ваты — сухости во рту, вздутию живота из-за повышенного образования газов в кишечнике, запорам. При несбалансированности в организме Ваты вяжущая пища нежелательна.

В уравновешенном питании каждый прием пищи должен содержать все шесть вкусов. Д. Чопра (1992) приводит пример уравновешенного по вкусам ужина:

салат из латука (горький, вяжущий);

зажаренный целиком цыпленок со сваренным на пару рисом (соленый, острый, кислый, сладкий);

мороженое (сладкое).

Отмечается, что даже без мороженого прием такой пищи помогает сохранить равновесие, так как в нем присутствуют все шесть вкусов. При замене жареного цыпленка на печеного теряются два вкуса — острый и кислый, восстановить их можно путем добавления к салату томатов (сладкий и кислый вкус) и редиса (острый вкус). Не следует день за днем отдавать предпочтение одним и тем же вкусам. Главное — ежедневно поставлять телу все шесть вкусов, чтобы оно могло полноценно реагировать на пищу.

Отметим два положения, касающиеся «уравновешенного питания». Во-первых, причины отнесения различных продуктов к соответствующим гунам (природным качествам) и расам (вкусам) в Аюрведе не объясняются. Например, почему пшеница отнесена к тяжелым Гунам, а ячмень — к легким, почему бобовые и мясо имеют преимущественно сладкий и вяжущий вкусы? Ответов на эти вопросы нет, и, следовательно, предполагается, что характеристики гун и рас не подлежат анализу и сомнению. Во-вторых, согласно Аюрведе, вообще не следует точно запоминать эти характеристики, поскольку их знание заложено в теле человека. Не следует и вычислять содержание этих признаков в той или иной пище, а надо принимать их на веру. С одной стороны, эту сложную работу может выполнять специалист Аюрведы, с другой — собственные инстинкты могут сообщить человеку информацию о расах и гунах. Аюрведа подчеркивает, что ее знания о питании идут прямо от природы, в отличие от знаний, получаемых научной медициной в результате лабораторных и иных исследований.