Оджас и саттвическое питание

Категория: Лечебное питание народной медицины

По Аюрведе, телесным отражением «чистой радости» (блаженства) является неуловимая субстанция оджас, которая возникает из идеально переваренной пищи. Подобно дошам, оджас одновременно присутствует в сознании и в теле. Максимально полное извлечение оджас из пищи является конечным результатом правильного питания. Именно это дает клеткам «ощущение блаженства».

Необходимо сказать, что в научной медицине установлено влияние некоторых пищевых веществ, в частности аминокислот, на протекание биохимических процессов в головном мозге и на его функции. Выделены нейромедиаторы (эндорфин, энкефалин, серотонин, дофамин и т. д.), предшественниками которых являются пищевые вещества. Нейромедиаторы воздействуют на клетки мозга, а через них — на аппетит и насыщение, сон, чувство эмоционального комфорта и т. д. Однако Аюрведа отметает эти данные и считает, что оджас — это та единственная и неуловимая субстанция «блаженства», которая вырабатывается организмом человека. При этом подчеркивается, что в идеале в оджас должна превращаться любая съеденная пища, но это происходит далеко не всегда. Чтобы пища превращалась в оджас без особых усилий организма, необходимо саттвическое питание.

Саттва — это гуна (природное качество) чистоты, радости и добра, импульс к развитию и совершенствованию. Полная противоположность саттвы — это тамас — гуна инертности, движения назад, нечистоты. В Аюрведе понятия о саттве и тамасе близки к таковым в учении йогов .

Аюрведа называет саттвическое питание «диетой блаженства» и считает, что оно обеспечивает здоровье и активное долголетие. По аюрведическим правилам, каждое из которых увеличивает оджас и формирует «диету блаженства», рекомендуется следущее.

Саттвическая пища — молоко, топленое масло, фрукты, овощи, соки, рис, семена кунжута, сладкое вообще (по вкусам — расам и с учетом типа тела — дош), а также пшеница, бобы, мед. Нет необходимости питаться только этими продуктами, но их надо включать в рацион и употреблять постоянно;

Пища, соответствующая сезону года и местности проживания. Лучшая пища для организма — это фрукты, овощи и молочные продукты, производимые в вашей местности, поскольку они образовались из тех же питательных веществ, воздуха, воды и солнца, что и вы сами.

Успокаивающая доши, хорошо усвояемая и свежеприготовленная пища. Приготовленная пища лучше сырой, горячая — лучше холодной, а свежая — лучше разогретой. Свести к минимуму употребление пищи в сыром виде, так как приготовленная пища (после варки, тушения или запекания) лучше усваивается; пищу надо съедать прямо с плиты, а фрукты — прямо из сада, ибо чем свежее продукт, тем больше возникающий оджас. Застарелая пища даже в подогретом виде не дает того количества оджас, как свежая. Замороженных продуктов следует избегать.

Обеспечение равновесия всех шести вкусов (рас). Пытаться почувствовать в каждом блюде эти вкусы.

   Избегать алкоголя и курения, которые разрушают оджас и мешают его выделению из пищи. Вредна также загрязненная вода. Все эти воздействия способствуют появлению амы — нечистоты, откладывающейся в клетках. Не добавлять мед — разогретый мед ведет к образованию амы.

□   Есть только тогда, когда испытываешь голод, не слишком быстро и не слишком медленно, только сидя, не разговаривать с набитым ртом. После еды посидеть спокойно несколько минут. Не садиться за стол расстроенным. Отрицательные эмоции наносят вред пищеварению. Пища, съеденная в состоянии раздражения, является источником умственной и телесной амы. Для Аюрведы очень важно, как человек ест. Причина этого связана с оджас — конечным результатом всех сигналов, поступающих в организм в процессе еды. Некоторые приверженцы Аюрведы рекомендуют жевать каждый кусок пищи не менее 30 раз (Лада В., 1991), другие не акцентируют внимание на таких подсчетах.

G Избегать очень холодной пищи и напитков. Запивать еду во время приема пищи теплой водой (маленькими глотками).

Помогать пищеварению, оставляя желудок на треть или четверть пустым; выходить из-за стола слегка голодным. В Аюрведе идеальной порцией считаются две горсти пищи. Подождать, пока еда переварилась, прежде чем приступить к следующей, — делать перерыв в 2-4 ч между легкой пищей и в 4-6 ч — между обильной пищей.

Съедать большую часть рациона днем — за обедом, когда пищеварение наиболее интенсивно; завтрак должен быть легким и с учетом типа тела (дош), можно и отказаться от завтрака. Скромно ужинать, чтобы пища усваивалась до сна. Приемы пищи — в одно и то же время. Кроме легких закусок, избегайте есть на ночь. Сон с непереваренной пищей способствует образованию амы и уменьшает оджас.

Быть благодарным природе за ее съедобные дары и ценить их, как самих себя.

Отдельно выделим правила употребления молока. Аюрведа почитает коровье молоко как наиболее саттвическую пищу, которая укрепляет тело и способствует душевному покою. Критику молока, например, макробиотиками , Аюрведа объясняет неправильным его применением. Для лучшего усвоения рекомендуется кипятить молоко. Его можно пить горячим, теплым, холодным, но не ледяным — прямо из холодильника. Не следует употреблять молоко с не сочетающимися с ним вкусами (острым, кислым, соленым), а соединять только со сладкой пищей (мучной, кашами, сладкими фруктами) или пить одно молоко. Для людей типа Капха подходит молоко пониженной жирности, а для Ваты и Питты предпочтительнее цельное молоко.

Отметим, что рекомендации по кипячению молока могут быть полезными при аллергических реакциях на молоко. У молока аллергическими свойствами (только у склонных к аллергии людей) обладают белки глобулины, реже — казеин. При кипячении молока глобулины переходят в пенку, а аллергические свойства белков уменьшаются.

В качестве саттвической пищи Махариши Аюрведа рекомендует напиток «сладкий ласси»: смешать по полчашки простокваши или кефира и холодной воды, добавить кардамон, шафран и 1-2 чайные ложки сахара. Если смесь оказалась резкой на вкус, то добавить сливки. Напиток помогает пищеварению.

Некоторым видам пищи очень трудно превратиться в оджас, в их числе: мясо животных и птиц, рыба, яйца, сыр, пища с избыточным кислым или соленым вкусом, давно приготовленная (несвежая) еда и пища промышленного производства, а также излишняя пища вообще (переедание). К этому перечню добавляется несколько продуктов (грибы, лук, чеснок, ананасы), нежелательных при занятиях трансцендентальной медитацией. Заметим, что причины отрицательного влияния названных продуктов на медитацию не объясняются.

В качестве примера перехода к более саттвическому питанию рекомендуется съесть за обедом лапшу с маслом, сливками и сыром, а не мясо в томатном соусе с луком и чесноком. Подобная замена покажет, что саттвическая еда легче усваивается, «дает больше энергии и вливает в тело ощущение легкости и жизнерадостности» (Чопра Д., 1992).

Обратим ваше внимание, что данный пример противоречит сказанному выше, так как сыр отнесен к продуктам, из которых нелегко получить оджас. Это не единственный случай противоречивых рекомендаций и положений Аюрведы. Так, последняя утверждает, что нет смысла опираться на данные о содержании в питании белков, жиров, углеводов и других пищевых веществ. С другой стороны, критическое отношение к мясу объясняется тем, что в нем «слишком много соли, белков и жиров». Кроме того, в разряд «благоприятных продуктов» для людей всех трех дош включено мясо птиц. Двойственно отношение Аюрведы и к сахару. Примеров подобных противоречий множество.