Доши и ежедневные и сезонные режимы питания

Категория: Лечебное питание народной медицины

Согласно Аюрведе, в течение суток последовательно сменяются циклы, по 4 ч каждый. У любого человека имеются «ведущие циклы». День за днем проходят две волны изменений (два периода), каждая из которых несет цикл Капхи (покой), затем Питты (энергетическая активность) и Ваты (двигательная активность). Эти циклы длятся от восхода до заката и возобновляются от заката до рассвета, они связаны в первую очередь с солнечной активностью. 1-й период:

с 6 до 10 ч — Капха, с 10 до 14 ч — Питта, с 14 до 18 ч — Вата. 2-й период:

с 18 до 22 ч — Капха, с 22 до 2 ч — Питта, с 2 до 6 ч — Вата. С учетом указанных циклов рекомендуется следущее.

Вставать в цикл Ваты (двигательная активность, наиболее высокая работоспособность), т. е. чуть раньше 6 ч утра. Выпить стакан теплой воды, чтобы помочь опорожнению кишечника; почистить зубы и язык. Если язык обложен (наличие амы от неправильного питания накануне или от нарушения равновесия дош), прополоскать рот кунжутным маслом. После массажа с кунжутным маслом и ванны с теплой водой — физические упражнения (позы йоги и др.) и трансцендентальная медитация; завтрак с учетом питания для равновесия дош или только фрукты. Получасовая прогулка.

В цикл разгара Питты (12-13 ч), когда «пищеварительный огонь» (агни) наиболее силен, — обед, включающий основную часть пищевого рациона; желательна крахмалистая пища с овощами, дающая необходимую энергию; пить теплую или не очень холодную воду. После еды несколько минут посидеть за столом, или полежать, или немного прогуляться.

□ В цикл окончания Ваты и начала Капхи (18-19 ч) — легкий ужин. Солнце в это время снижается, и агни уменьшается. Многим вполне достаточно горячей каши, хлеба, фруктов и травяного чая; допустимо немного белковой пищи. Не рекомендуются сыр, кефир, сметана (продукты брожения) и мясо. Вести себя после ужина так же, как после обеда. Ложиться спать рано, но не раньше чем через 3 ч после ужина.

Питание зависит и от сезона года и погоды, на которую реагируют доши. Холодная, сухая погода вместе с ветром способствует накоплению Ваты. Жаркая погода увеличивает Питту, особенно когда сыро. Холодная, дождливая погода или снег накапливает Капху. Слово «накапливает» означает сильную реакцию доши с возможным возникновением ее дисбаланса.

Основные годовые циклы сочетаются с дошами. Аюрведа делит год на три сезона: сезон Капхи (весна) — с середины марта по середину июня, сезон Питты (лето и ранняя осень) — с середины июня по середину октября, сезон Ваты (поздняя осень и зима) — с середины октября по середину марта. Эти сезоны приблизительны, и их надо соотносить с местными условиями.

В сезон Капхи предпочтительна легкая, сухая пища, менее жирная, чем в другие сезоны. Потребление «тяжелых» молочных продуктов (сыр, кефир, мороженое) надо сократить, поскольку они раздражают Капху. Следует есть горячую пищу, пить теплые напитки, употреблять больше продуктов с горьким, острым и вяжущим вкусами и меньше — с кислыми, сладкими и солеными вкусами.

В сезон Питты агни обычно ослабевает в жаркую погоду, и аппетит снижается. Желательна холодная пища, больше жидкости, прохладные, но не ледяные напитки. Не переедать. Надо употреблять больше нищи с горьким, сладким и вяжущим вкусами и меньше — с кислым, соленым и острым вкусами.

В сезон Ваты аппетит обостряется. Предпочтительны теплое питье и хорошо приготовленная горячая пища, более тяжелая и жирная, чем в другие сезоны года. Надо употреблять больше сладкой, кислой и соленой пищи и меньше — с горьким, вяжущим и острым вкусами.

По Аюрведе, надо быть особенно бдительным в отношении питания в тот сезон, с которым сочетается доша человека: лето — для Питты, зима — для Ваты, весна — для Капхи. При сочетании двух дош надо уравновешивать каждую из них при наступлении соответствующего сезона. Например, людям типа Вата—Питта надо следовать питанию, успокаивающему поздней осенью и ранней зимой (сезон Ваты), а летом (сезон Пипы) — успокаивающему Питту. Весной (сезон Кап-хи) надо соединить питание, рекомендуемое для Ваты, с питанием для Капхи. Соединить — это значит взять половину из рекомендованного питания для Ваты и половину — из питания для Капхи.

В учении Махариши Аюрведы многие рекомендации по питанию, прежде всего — саттвическому, близки к таковым в учении йогов . Однако имеется немало различий, например, в отношении преимуществ приготовленной (подвергнутой тепловой обработке) пищи над сырой, употребления воды во время еды, классификации продуктов с учетом типа тела (дош) и т. д.

Саттвическое питание в Аюрведе является молочно-растительным (лактовегетарианским) и в этом плане не вызывает возражений с позиций науки о питании . Кроме того, рекомендуемое питание для «успокоения дош» выходит за рамки лактовегетарианства, так как включает мясо птиц, продукты моря и яйца, хотя в ограниченном количестве и с учетом вида дош. Таким образом, питание в Махариши Аюрведе можно считать только предпочтительно молочно-растительным.

Положительной стороной пищевых рекомендаций Махариши Аюрведы является то, что в них нет указаний на абсолютно «вредные» для здоровья продукты или абсолютно «вредные» способы приготовления и приема пищи, т. е. отсутствует пищевой фанатизм. Это выгодно отличает аюрведическое питание от других видов нетрадиционного питания, в частности раздельного питания, сыроедения, питания макробиотиков или сторонников длительного полного голодания. Однако само построение питания в Махариши Аюрведе на основе дош, гун, рас, агни, оджас, амы не имеет никакого научного обоснования. Эти понятия основаны на индуистских философско-религиозных воззрениях, они сугубо умозрительны, и их фактически можно только принимать за веру. Отсутствует научное подтверждение влияния питания с учетом вида дош на состояние организма здорового и больного человека.