Религиозные пищевые предписания и вегетарианство

Категория: Лечебное питание народной медицины

Популяризаторы вегетарианства нередко обосновывают его необходимость ссылками на разные религии. При этом сознательно или из-за недостаточных знаний ими искажаются истинные данные и создаются вымыслы. Например, Г. П. Малахов (1996) пишет, что, согласно Библии, Мафусаил прожил около 1000 лет, питаясь абрикосами и диким медом. По автору, такое питание идеально для продления жизни. Но в книге «Бытие» Ветхого Завета, где упомянут патриарх Мафусаил, ничего не сказано о его питании, а в Древней Палестине, где происходили события, описанные в Ветхом Завете, абрикосы не росли. Большинство религий имеет пищевые предписания: постоянные или временные запреты на употребление некоторых продуктов, посты, правила приготовления пищи и др. Постоянного вегетарианского питания придерживаются индуисты — в основном брахманы (жрецы), буддисты — преимущественно священнослужители и монахи, джайны, христиане-адвентисты, секта христововеров-постников, Общество Сознания Кришны (кришнаиты), другие, обычно малочисленные, религиозные объединения.

И. Л. Медкова и Т. Н. Павлова в книге «Пища, которая лечит» (1995) пишут: «В странах, где господствующими религиями являются индуизм и буддизм, все население соблюдает вегетарианское питание, а национальные кухни не знают мясных и рыбных блюд». Это утверждение относится к распространенным заблуждениям.

Индуизм включает в себя широкое разнообразие религиозных верований. Одни индуисты в силу уважения к живым существам соблюдают вегетарианство, другие же приносят животных (коз, буйволов и др.) в жертву и с удовольствием затем поглощают мясо во время ритуальной трапезы. Молочно-растительного питания придерживаются по религиозным причинам в основном индуисты высших каст, т. е. общественных групп, связанных происхождением и правилами жизни. Чем ниже в кастовом отношении человек, тем менее строго он соблюдает вегетарианство, употребляя при наличии материальных возможностей мясо коз, овец, свиней, птиц, рыбу, яйца, но не говядину (коровы у индусов — священные животные). В Восточной Индии даже представители брахманских каст позволяют себе иногда есть мясо птиц, рыбу, яйца, но не мясо животных. Более распространено вегетарианское питание в южных штатах Индии, а в целом по стране только примерно треть жителей придерживаются растительного или молочно-растительного питания, иногда дополняемого яйцами.

Редко соблюдают постоянное вегетарианство буддисты, например, коренные жители Шри-Ланки — сингалы, которые едят говядину, баранину, рыбу и другие животные продукты. Господствующая религия в Бирме — буддизм, а основа питания — рис. Но буддисты этой страны любят сочетать рис с мясом животных и птиц, рыбой, крабами, раками, креветками. В Монголии распространена северная ветвь буддизма — ламаизм. В рационе монголов издавна преобладали молочные и мясные продукты, в небольшом количестве — продукты из зерна и дикорастущие растения. На столе монголов практически отсутствовали овощи и фрукты. А вот рыбу монголы, как правило, не ели, согласно запретам ламаизма.

Жизнь разных народов нашла свое отражение в религиозных пищевых предписаниях, касающихся мяса. Особо почитаемой у индусов является корова. Ее образ как всеобщей матери-кормилицы берет свое • начало с ведических времен (около 1500 лет до н. э.), когда на территории Индии появились индоиранские племена скотоводов ариев. Корова, по индуистской религии, является воплощением божества, и поэтому убийство ее или употребление ее мяса в пищу рассматривается как величайший грех. В горах Северной Индии живет малочисленная народность дроки, которых считают прямыми потомками ариев. Дроки сочетают пищевые традиции индуизма и ислама со своими местными пищевыми предписаниями. Они не едят говядину и свинину, а также рыбу и яйца. Но дроки не являются строгими вегетарианцами: они употребляют мясо и молоко коз и овец.

Три миллиона человек в Индии исповедуют джайнизм — религию, возникшую в этой стране в VI в. до н. э. Джайны неукоснительно соблюдают вегетарианское питание согласно принципу ахимсы — неубиения

всего живого. Джайнам запрещено употреблять мясо, рыбу, яйца, овощи красного цвета, алкогольные напитки. Они не едят после захода солнца, чтобы случайно не проглотить какое-либо живое существо. Джайны не могут быть крестьянами, так как, вспахивая почву, можно причинить вред живому существу. Джайны-монахи подметают землю перед собой, так как на ней могут оказаться насекомые, они носят матерчатые маски, закрывающие рот, и процеживают воду, чтобы нечаянно не проглотить насекомых, ибо все это живое.

Жесткие пищевые предписания имеют место в некоторых религиозных сектах, которые отошли от православной церкви. В XVII в. в России появились секты «духовных христиан»: христововеров, постников, духоборов и др. Для постников, например, характерны многодневные посты с полным воздержанием от пищи, постоянные запреты на употребление мяса и рыбы, картофеля, лука, чеснока, алкогольных напитков. Питание постников — это своеобразный вариант вегетарианства, когда из пищи исключают не только мясные и рыбные продукты, но и некоторые овощи. Сами постники считали свое питание богоугодным, способствующим очищению от грехов и обретению духовной благодати, а не как путь к физическому здоровью и профилактике заболеваний.

Протестантизм, наряду с православием и католицизмом, относится к главным ветвям христианства. Протестантизм (от лат. слова «возражающий») возник в Европе в XVI-XVII вв. в результате реформации католической церкви. Протестантизм — это совокупность самостоятельных церквей и религиозных объединений (лютеранство, баптизм и др.), у большинства из которых отсутствуют пищевые предписания. Среди немногих исключений — адвентизм.

Адвентизм (от лат. «пришествие») возник в начале XIX в. в США. Вера в близкое второе пришествие Иисуса Христа лежит в основе учения адвентистов о внутреннем обновлении — моральном и физическом — для приготовления к встрече Спасителя человечества. В адвентизме самой крупной является церковь адвентистов седьмого дня (т. е. соблюдающих субботу), у которых существуют пищевые предписания по ведению здоровой христианской жизни. Верующим запрещено есть мясо упомянутых в Ветхом Завете «нечистых» животных, птиц и рыб, употреблять кофе, чай, алкогольные напитки, а также курить табак. Адвентистам предписано проявлять особую заботу о своем здоровье и здоровье своих близких, помня о том, что «человеческое тело —сосуд Божий».

По словам Э. Уайт (1827-1915) — идеолога церкви адвентистов седьмого дня, каждый человек имеет запас «жизненной силы», исчезающий при неправильной еде и сексуальных излишествах. Рекомендуется образ жизни, соответствующий природе, чтобы «душу и тело во всей целости сохранить без порока к пришествию Христа». Э. Уайт рекомендовала питаться от плодов земли, способствующих физическому благополучию. Адвентисты являются лактовегетарианцами или лактоововегетарианцами.

Вспомним, что Библия — это собрание произведений иудейской и раннехристианской литературы с XIII в. до н. э. по II в. н. э. Библию называют Священным Писанием, так как считается, что Бог помог святым людям (пророкам и апостолам) правильно записать откровения Божий. Библия делится на Ветхий Завет, содержащий иудейские сочинения, и Новый Завет, включающий собственно христианские книги I—II вв. В иудейской религии (иудаизме) священной считается только дохристианская часть Библии — Ветхий Завет, а в христианской религии священны Ветхий и Новый Заветы. Понятие «Завет» восходит к древним иудейско-израильским представлениям о договоре (союзе) между Богом и людьми. Поэтому словосочетание «Новый Завет» выражает идею нового договора Бога и людей.

Сторонники вегетарианства нередко обосновывают обязательность такого питания словами из книги «Бытие» Ветхого Завета: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого есть плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Следовательно, для пропитания человека Богом вначале была дана растительная пища. Такая же пища была предназначена и для всех животных и птиц. Однако после потопа Бог изменил свое решение, и в последующих книгах Ветхого Завета употребление мяса было разрешено людям: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу». Правда, все «живое и движущееся» разделено в Ветхом Завете на разрешенное и запрещенное в питании, а именно:

   разрешены жвачные домашние и дикие животные с раздвоенным, т. е. парно расположенным, копытом (вол, овца, коза, буйвол, олень, лань, и т. д.); запрещены хищные звери, свинья, заяц, тушканчик, крот, мышь и др.;

•   разрешена рыба, имеющая чешую, плавники и развитый спинной хребет; другая рыба запрещена (осетровые, угорь, акула, скат и т. п.);

•   разрешена домашняя птица (куры, гуси, утки, голуби); запрещены хищные птицы (орел, коршун, ястреб, сова и т. д.), лебедь, цапля, чайка и др.;

запрещены пресмыкающиеся, земноводные и насекомые.

Запрещенное характеризуется в Ветхом Завете словами: «...нечисты они для вас», «...мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь».

Любопытно, что саранча разрешалась в пищу. Известно, что саранчу, изжаренную на огне или сваренную в воде и приправленную маслом, соленую или высушенную, ели древние евреи из простого народа. В Новом Завете сказано, что Иоанн Креститель питался в пустыне акридами из рода саранчи. В некоторых странах Африки саранчу охотно употребляют в пищу и в настоящее время.

Запрещено в питании мясо животных и птиц, умерших не при убое или охоте, а «издохших» по иным причинам. В Ветхом Завете сказано: «И мяса, растерзанного зверем в поле, не ешьте, псам бросайте его». Положительное гигиеническое значение запрета на падаль не вызывает сомнения.

Исключительное внимание обращено на кровь и соответственно правила убоя животных и птиц. Запрещено было пить кровь животных и птиц, и ничего нельзя было есть с кровью. Кровь считалась символом жизни, над которой властен только Бог. В библейском словоупотреблении «кровь и плоть» были синонимами живого существа. Поэтому кровь запрещалось употреблять в пищу.

В иудейской религии рассмотренные пищевые предписания Ветхого Завета (в иудаизме — «Торы») сохраняют свое незыблемое значение, что отражается на характере питания верующих, которое, однако, нельзя назвать вегетарианским.

В православном христианстве, как и в католицизме, нет абсолютных запретов на употребление некоторых продуктов, кроме крови, и постоянного их деления на разрешенные и запрещенные в питании. Только в период постов действуют указания на дозволенность тех или иных продуктов и на воздержание от определенных видов пищи, вплоть до голодания. Следовательно, пищевые предписания христианства (за исключением некоторых религиозных течений вроде адвентизма) связаны именно с постами и имеют временный характер. В этом подходе к питанию заключается одно из принципиальных различий между христианством и другими мировыми религиями.

Почему же ветхозаветные пищевые предписания, сохранившиеся в иудаизме, были отвергнуты или изменены христианами? Протоиерей (старший священник, настоятель храма) А. Мень в своей книге «Сын человеческий» (1991) писал, что проповедь Иисуса Христа не шла вразрез с принципами Ветхого Завета даже тогда, когда Христос настаивал на отказе от некоторых принятых в иудейской религии правил Ветхого Завета. В частности это касалось ограничений в питании. Пищевые и другие предписания были введены в древности для отделения иудеев от иноверцев, они служили древним евреям «линией круговой обороны» для защиты их социальных и религиозных ценностей от многочисленных окружающих их народов. Христианство же было обращено ко всем народам.

Хотя деление пищи на «чистую» и «нечистую» исходило из Ветхого Завета, Иисус Христос объявил его устаревшим. Нечистыми могут быть только мысли и поступки людей. В Евангелии от Матфея приведены слова Иисуса Христа, сказанные им народу: «Слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что исходит из уст... Еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? А исходящее из уст — из сердца исходит; сие оскверняет человека. Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления. Это оскверняет человека».

Столь ясно выраженная мысль оказалась непостижимой даже для людей, близко стоящих к Иисусу Христу. Апостол Петр долго испытывал страх перед нарушением ветхозаветных пищевых предписаний, пока, как сказано в «Деяниях святых Апостолов», не услышал глас Господа к нему: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым». В этих словах заключается ответ на то, почему в христианстве нет постоянных запретов на отдельные пищевые продукты. В этих словах и ответ пропагандистам нетрадиционного питания, включая вегетарианство, которые, ссылаясь на Библию, призывают к исключению из питания тех или иных групп продуктов.

В православном христианстве предусмотрены временные ограничения питания — в период однодневных или многодневных постов. Посты бывают:

с полным воздержанием от пищи, но с питьем воды, причем такие посты очень редки;

состоящие из растительной пищи (строго вегетарианские), подвергнутой или не подвергнутой тепловой кулинарной обработке, с растительным маслом или без него;

состоящие из растительной пищи, растительного масла, рыбы и рыбных продуктов, т. е. невегетарианские.

В остальные дни и недели года разрешены мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, яйца и животные жиры. Только в неделю перед великим постом допустимы рыба, молочные продукты, яйца, но не мясо животных и птиц. В народе эту неделю называют масленицей, которая является не христианским, а народным праздником.

В сознании многих людей суть поста сводится к выполнению временных запретов церкви на еду определенной пищи. Однако цель постов духовная, религиозно-обрядная. Дни постов должны помочь христианину жить духовной, а не телесной жизнью, они являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпении, смирении и покаянии. Это принципиальное положение богословия подчеркивается и тем, что в дни постов необходимы как пищевые ограничения, исключающие ублажения чрева, так и воздержание от житейских развлечений (игры, танцы, театр и др.), сексуальных отношений, опьянения и т. д.

Поучительны высказывания о сущности христианского поста византийского писателя-богослова Иоанна Златоуста (350-407): «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступлений... Будь милосерден, благочестив, чтобы Бог принял твой пост и в изобилии даровал плоды покаяния».

В настоящее время духовным по своей направленности понятием «пост» пытаются заменить такие понятия, как «вегетарианство», «сыроедение», «голодание», т. е. придать постам не религиозно-обрядовое, а диетическое значение. Так, Е. Рудова (1994) пишет: «В профилактике болезней пост занимает центральное место, далеко опережая другие методы естественного оздоровления. Тот, кто постится, выигрывает дважды: сохраняет здоровье и экономит средства». На наш взгляд, такой потребительский подход к посту является кощунством по отношению к христианской сущности постов.

Предписания по соблюдению вегетарианского питания отсутствуют в исламе — религии, которая возникла в Аравии в VII в. В сегодняшнем мире более миллиарда человек относятся к исповедующим ислам мусульманам. В исламе имеется перечень запрещенной пищи: свинина, кровь животных и птиц, мясо хищных животных и птиц, а также павших или растерзанных хищниками животных, мясо змей и лягушек, некоторые части тела животных (половые органы, селезенка и др.), мясо животного, которое заколото не но правилам ислама, т. е. без произнесения имени Аллаха и с неспущенной кровью. Запрещено вино. Однако эти пищевые запреты отнюдь не ограничивают потребление мяса других животных и птиц, а также рыбы. Обязательный для мусульман пост в течение священного месяца рамадан предусматривает полное воздержание от пищи и питья (абсолютное голодание) и развлечений только в дневное время. Прием пищи, включая мясную, переносится на вечерне-ночные часы.

Таковы особенности пищевых предписаний в мировых религиях и некоторых религиозных объединениях. Еще раз подчеркнем, что постоянное или временное соблюдение верующими вегетарианского питания обусловлено духовными, религиозно-обрядовыми, а не оздоровительными мотивами.