Понятие о нетрадиционной медицине

Категория: Лечебное питание народной медицины

В общем и кратком виде нетрадиционную медицину можно определить как методы диагностики, профилактики и лечения, которые не входят в сферу деятельности официальной медицины. Под официальной медициной подразумевается научно обоснованная медицина, иногда называемая «западной», так как она сформировалась в Европе и Северной Америке. В настоящее время «западная медицина» является ведущей во всех странах мира. В медицинских учебных заведениях и в больницах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии обучение и лечение идет по общепринятым стандартам научной медицины.

Однако термин «нетрадиционная медицина» вызывает возражения, так как некоторые ее методы традиционны для ряда стран. В Индии древняя аюрведическая медицина мирно сосуществует с преобладающей «западной медициной». Продолжает жить и древняя китайская медицина. Поэтому вместо термина «нетрадиционная медицина» предложено другое название — «альтернативная медицина» (от латинского слова alter — один из двух), означающая возможность выбора между научной медициной и иными способами профилактики и лечения болезней.

Всемирная организация здравоохранения дала в 1989 г. такое определение альтернативной (нетрадиционной) медицины: это все формы поддержания здоровья, которые обычно находятся за пределами официального здравоохранения. Появилась и другая замена термина «нетрадиционная медицина» — «комплементарная (дополнительная) медицина».

Во-первых, значительная часть направлений и методов нетрадиционной медицины сформировалась в странах Европы и в США в XIX в. и начале XX в., но получила распространение в основном с 1970-х годов. Во-вторых, принципы разных направлений нетрадиционной медицины зачастую резко противоречат друг другу. Объединяет сторонников нетрадиционной медицины неприятие научной медицины по типу «Враг моего врага — мой друг», где в роли врага выступает официальная медицина. В-третьих, направления и методы нетрадиционной медицины очень разнообразны. Среди них существуют такие, которые, безусловно, заслуживают крайне отрицательной оценки, и такие, которые постепенно входят в арсенал современной официальной медицины или не отвергаются и существуют параллельно с ней, причем в каждой стране имеются по этому поводу свои правила. Например, Британская медицинская ассоциация признала 17 методов нетрадиционной медицины, хотя далеко не все они вошли в широкую практику. Важно то, что в большинстве стран Европейского сообщества к лечебному применению методов нетрадиционной медицины допускаются лишь лица с официальными дипломами врача или сдавшие экзамены по основным медицинским дисциплинам. В СССР нетрадиционная медицина не рассматривалась как часть государственной системы здравоохранения, не поощрялась, но и не запрещалась полностью, например, гомеопатия.

В нетрадиционной медицине некоторые успехи в лечении отдельных заболеваний и заслуживающие внимания профилактические рекомендации переплетаются с шарлатанством и откровенной чепухой. Схематично можно выделить две группы направлений и методов нетрадиционной медицины, первая из которых включает в той или иной мере эффективные способы лечения, а вторая — не подтвержденные или объективно отвергнутые научной медициной методы, которые в лучшем случае бесполезны для больных (кроме истощения их кошельков), а в худшем — опасны для здоровья.

К первой группе нетрадиционной медицины относятся различные виды мануальной (с помощью рук) терапии — своеобразного массажа, рефлексотерапии, гомеопатия, фитотерапия — лечение лекарственными растениями.

Мануальная терапия включает краниальную (черепную) остеопатию, хиропрактику — позвоночную остеопатию, рольфинг — особый массаж, действующий на фасции, и другие методы. Остеопаты-хиропрактики успешно лечат острые боли в позвоночнике. В 1994 г. Департамент здравоохранения США рекомендовал хиропрактику в качестве метода лечения при острых болях в поясничном отделе спины.

Но среди хиропрактиков ходят ничем не подтвержденные красочные истории о том, как они избавляют больных от бронхиальной астмы, сахарного диабета, рака и других заболеваний. Разные виды рефлексотерапии, или акупунктуры (иглоукалывание, массаж или надавливание, легкие ожоги определенных точек тела), существуют в Китае и других странах Азии в течение тысячелетий, в западных странах они приобрели популярность с 60-х годов XX в. Гомеопатию изобрел в начале XIX в. немецкий врач С. Ганеман. В основе гомеопатии лежат принципы «лечение подобного подобным» (вещества, вызывающие болезненные симптомы, принятые в малых дозах, избавляют от этих симптомов) и «эффект лекарств тем сильнее, чем меньше их дозы». Эффекты гомеопатии, на наш взгляд, можно было бы отнести только к результатам самовнушения, возникающего при регулярном и частом приеме крошечных пилюль. Но некоторые, хотя и немногочисленные, научные исследования показали, что гомеопатические средства при отдельных заболеваниях более эффективны, чем лекарства-«пустышки» (плацебо).

Рассмотренные направления нетрадиционной медицины относятся к числу наиболее распространенных в настоящее время в Европе и США, хотя с разным охватом больных людей в разных странах. Так, по данным П. Фишера и А. Вод (1995), к гомеопатии обращались 3% больных в СИТА, 15-16% — в Великобритании и Швеции и до 30% —во Франции и Нидерландах. Мануальная терапия популярна в США и Великобритании, но редко используется во Франции.

К первой группе нетрадиционной медицины можно отнести некоторые профилактические рекомендации натуропатии (см. соответствующий раздел данной статьи), которые совпадают с таковыми в научной медицине. Определенную популярность получила в ряде стран медитация (сосредоточенное размышление с уходом от реальности): по системам йогов, дзен-буддизма и дзен-макробиотики, Махариши Аюрведы и др. Имеются основания считать, что медитация может иметь значение для уменьшения состояния напряжения (стресса), усталости, чувства беспокойства, тревоги, психического угнетения — депрессии. Иногда возможен лечебный эффект медитации при слабых и умеренно выраженных нервно-психических расстройствах и психосоматических заболеваниях, как и от психотерапии и аутогенной тренировки в официальной медицине. Однако истории об исцелениях от хронических заболеваний внутренних органов с помощью медитации не нашли объективного подтверждения и носят рекламный характер. В целом методы медитации служат дополнением к другим приемам нетрадиционной и официальной медицины.

Вторая группа нетрадиционной медицины включает экстрасенсорику, биоэнерготерапию, медицинскую астрологию, уринотерапию, профилактическое «очищение» (клизмы, искусственные рвоты и пр.) практически здоровых людей, биоинформационное кодирование и прочие наукообразно звучащие методы «исцеления».

После издания книги Дж. У. Армстронга «Живая вода» началось повальное увлечение уринотерапией — лечением с помощью питья собственной мочи и намазывания ею тела. По автору, уринотерапия целительна при всех болезнях и, «поскольку речь идет о терапии, не требующей никаких лекарственных препаратов и направленной на оздоровление всего организма в целом, диагноз болезни не играет роли в системе лечения». В России этот образчик нетрадиционной медицины, а правильнее — псевдомедицины, привел к тому, что некоторые больные, склонные верить в экзотические способы лечения, попали в больницу с изъязвлениями (эрозиями) слизистой оболочки желудка и кишечника после обильного питья своей мочи (Серов К., 1992).

В последние годы средства массовой информации много внимания уделяют экстрасенсорике, энергоинформационному воздействию, биоэнергетике, якобы дающим лечебный эффект. Но нет ни одного сообщения, подтверждающего, согласно требованиям современной мировой науки, реальное существование подобных эффектов. Например, в Нидерландах в 1988 г. провели обширное медицинское исследование, чтобы выяснить, помогает ли лечение у экстрасенсов при артериальной гипертензии. Сделан следующий вывод: лечение малоэффективно (достоверных различий в трех группах больных не установлено), но безвредно, исключая затраты денег на само лечение у экстрасенсов. Исследования в Польше в 1990 г. не дали подтверждения тому, что биоэнергетики могут воздействовать на больных чем-то иным, кроме психического внушения. П. Симонов в журнале «Медицинский курьер» (1997. № 3) справедливо отмечает, что случаи положительного влияния экстрасенсов и других подобных «целителей» на состояние пациентов с неврологическими заболеваниями получают обоснование только как результат сочетания психического воздействия экстрасенса и веры больного в несуществующие силы «целителя».

Научной медицине хорошо известно, насколько сильным может быть действие внушения и самовнушения. Это демонстрирует прием «ложных лекарств» — плацебо (таблетки-«пустышки>>). Больному под видом лекарства дают, скажем, пилюли из глюкозы. Известны случаи, когда сон пациента нормализуется при постепенной замене снотворных таблеток на плацебо: больной уверен, что принимает снотворное, и сон приходит. Наш личный клинический опыт показывает, что при

некоторых заболеваниях (вегетососудистая дистония, синдром раздраженной толстой кишки, психогенная непереносимость пищи и др.) неторопливая и доброжелательная беседа с больным явно улучшает его самочувствие на определенное время. К сожалению, многие врачи официальной медицины не имеют достаточного времени на такие беседы, а иногда — желания и умения. В результате этого больные идут на прием к экстрасенсам и им подобным знахарям-целителям, рекламными объявлениями об услугах которых пестрят газеты: баба Нюра, Елена-Стефания, потомственный экстрасенс В. Великанов, настоятель храма белой магии Сан-ал-Мин, верховный шаман Севера и народный целитель Пантелеймон, и... «несть им числа».

Опасность заключается в том, что под флагом нетрадиционной или народной медицины бизнесмены от целительства объявляют, что берутся за любые заболевания: во-первых, за это больше платят; во-вторых, не существует более доверчивых людей, чем больные с тяжелыми заболеваниями. Часто именно к экстрасенсам, биоэнергетикам и прочим «целителям» идут больные, которым внушение и самовнушение не помогут, а необходимо сложное и срочное или, наоборот, длительное лечение: с заболеваниями, требующими хирургического вмешательства, онкологические больные, ВИЧ-инфицированные, больные туберкулезом, с хроническим гепатитом и циррозом печени, с хронической недостаточностью почек и др. Вот образец газетной рекламы: «Колдун и экстрасенс дает профессиональные консультации по снятию порчи, приготовлению любовных напитков, нетрадиционным методам лечения алкоголизма, бесплодия, параличей после инсульта, рака, эпилепсии...»

Отметим, что часть этих бизнесменов — «злостные целители», так как они знают, что продают только надежду на возможность излечения. Это соответствует понятию о шарлатане по определению «Толкового словаря великорусского языка» В. Даля: «обманщик, пускает пыль в глаза... разными приемами дурачит и обдирает». Реже встречаются «целители — честные обманщики». Они абсолютно убеждены в своих способностях, в своей благородной миссии и в ее успехе. Достаточно им поводить руками вокруг тела больного или прикоснуться к нему — и диагноз готов, и гарантировано исцеление за счет «насыщения поврежденного биополя энергией» собственного производства.

Среди «вершин» подобной нетрадиционной медицины, которую обидно и стыдно даже назвать словом «медицина», — публичные сеансы «оздоровления», газета и книги А. Левшинова, получившие в Санкт-Петербурге широкую рекламу. На сеансах продается трава ару-на, которой нужно окуривать дом. По А. Левшинову, летучие вещества этой травы, попадая в кровь человека, активируют биохимические процессы, направленные на усиление иммунитета и улучшение работы головного мозга. Кроме того, «положительное поле аруны производит материально-энергетическое преобразование в окружающем пространстве» (газета «Звездный путь». 1997. № 6). В газете —фото А. Левшинова, которое, по его словам, «несет заряд исцеления и добра». Эту фотографию он рекомендует прикладывать к больному месту, но не более чем на 3 минуты, так как «сила заряда очень велика». При помощи молитвы «Отче наш» (читать трижды) и «целебной фотографии» можно придать целебные свойства воде, маслу, соли, ключам (для прикладывания к больным местам, в частности, суставам), свечам и т. д.

Трудно комментировать все это не только с позиций медицины, но и здравого смысла. Разумеется, А. Левшинов не одинок в своих «целительных» фантазиях, хотя и более изощрен, чем многие другие новомодные представители крайних направлений нетрадиционного «оздоровления». Научной медицине требуется, видимо, особое изучение психики некоторых людей, жадно бросающихся в объятия экстрасенсов, уринотерапевтов, продавцов собственных «целебных» фотографий, колдунов и т. д. Например, в 1989 г. газета «Вечерняя Москва» сообщила, что «целитель» А. Чумак передал ей свою «биоэнергию». И сотни читателей написали потом в редакцию, что и в самом деле стали лучше себя чувствовать с помощью именно этого номера газеты. Наверное, не предполагал Л. Н. Толстой, когда писал «Плоды просвещения», что осмеянные им нелепые суеверия будут существовать и через сто лет.

В нетрадиционной медицине отвергаются, как правило, лекарства, инструментальные и биохимические методы диагностики, применяемые в официальной медицине. Но нетрадиционная медицина имеет свои способы распознавания болезней с довольно эффектными названиями: экстрасенсорная, биолокационная, медико-астрологическая, косморитмологическая диагностика и др.

Специальные исследования в ряде стран не подтвердили наличие особых диагностических способностей у испытуемых экстрасенсов. Так, по данным комиссии Краковской медицинской академии, точность диагнозов экстрасенсов при строгой оценке составила только 8%, если же туманные высказывания испытуемых толковать в их пользу, то точность диагнозов определяется 17%. Бесперспективной оказалась близкая к фантастике биолокационная диагностика с помощью маятника, палочки на шнуре, хотя в книге А. Штангла «Маятник: От болезни к здоровью» (1997) сказано, что простейший маятник способен творить

чудеса: «определить причину недуга, подсказать, как от него избавиться и помочь избежать проблем со здоровьем в будущем». Что касается значения медико-астрологического диагноза, то оно такое же, как и для астрологического питания .

Иридодиагностика—это способ распознавания болезни по окраске радужки глаз, которую сопоставляют с картами разных частей тела и органов. Этот способ был предложен венгром И. Лецели в 1866 г., затем он был основательно забыт и вновь появился через сто лет. Во многих клиниках мира, в частности во Франции, тщательно проверяли диагнозы иридологов. Им показывали сотни цветных фотографий радужки глаз больных и здоровых людей. Диагнозы иногда были точными, иногда они попадали «пальцем в небо». Математический анализ результатов показал, что доля верных диагнозов соответствовала теории вероятностей, т. е. результат был таким же, каким он мог быть, если бы ответы давались наугад (Рено Ж., 1990). При оценке постановки диагнозов по радужке глаз установлено, что иридологи ставят значительно больше диагнозов разных болезней, чем это выявляется на самом деле при тщательном медицинском обследовании людей (Власов В. В., 1997). Это типично для практиков нетрадиционной медицины: они находят болезнь, причем обычно не одну, а несколько, почти у каждого. Пациент становится привязанным к такому «целителю», и, естественно, лечение «помогает» — ведь болезни на самом деле не было.

В данной книге мы часто приводим такие слова, как «научная медицина» и «научно обоснованные данные». Научная медицина опирается на точные измерения, повторяемость и воспроизводимость результатов исследований, правильно подобранные группы обследуемых, статистическую достоверность полученных данных и другие правила, принятые современной мировой наукой.

В научную медицину в последние годы введен метаанализ (от греческого слова «мета» — после) — особая методика обработки данных для сравнения результатов исследований по какому-либо вопросу, причем отбираются те исследования, которые соответствуют научным требованиям качества выполнения. Метаанализ позволяет сделать обоснованный вывод при расхождении данных разных исследований, исключить неправильные или недобросовестные выводы, которые встречаются и в медицине. Метаанализ по выбранной теме охватывает десятки многолетних исследований, проведенных в разных странах, тысячи и десятки тысяч обследованных. Например, с помощью обобщающего метаанализа установлено, что малые дозы алкоголя, особенно при употреблении сухого красного вина, уменьшают риск возникновения атеросклероза и ишемической болезни сердца, а длительный прием препаратов витамина А и каротина не снижает частоту возникновения рака легких, т. е. не имеет профилактического значения.

Медицинская практика должна опираться на научно обоснованные рекомендации. Для этого в научную медицину введено понятие «золотой стандарт», когда доказательством истины служат общепринятые правила исследований. Так, подбор обследуемых людей должен проводиться методом случайного распределения по группам (рандомизация) для максимального разнообразия этих групп по полу, возрасту, индивидуальным особенностям. При этом ни врач, ни обследуемые (в группах испытуемых и контроля) не должны знать, в какую группу они попали, — это так называемый «слепой отбор». Иначе те или иные обследуемые лица могут быть предвзято включены в нужную группу. Метод двойного слепого контроля означает, что ни врач и ни пациент, а только наблюдающая комиссия знает, кому давали изучаемое лекарство или пищевое вещество, а кто получал мнимое — «пустышку» (плацебо). Это позволяет избежать естественной для людей склонности к обнаружению желаемого эффекта.

Мы назвали только некоторые правила современной научной медицины, которые в конечном счете избавляют ее от ошибок и домыслов, а отсюда — от необоснованных рекомендаций. В нетрадиционной медицине ничего близкого к приведенным примерам не существует. В этом заключается принципиальное различие между научной и нетрадиционной медициной.

Для нетрадиционной медицины характерен фактический отказ от научных исследований, которые позволили бы объективно оценить эффективность предлагаемых способов профилактики и лечения болезней. С другой стороны, для пропагандистов нетрадиционной медицины типично наукообразное обоснование своих учений. По этому поводу в книге С. Брэтмена «Альтернативная медицина: Реалистическая оценка альтернативных лечебных методов» (1997) сказано: «Когда специалист альтернативной (нетрадиционной) медицины станет развивать перед вами свою теорию, он может употреблять вполне научные термины, но, как правило, они будут значить гораздо меньше, чем может показаться. Научное притворство — яркий недостаток альтернативной медицины. Слишком велико желание ее сторонников произвести впечатление на слушателей... Магазины, торгующие товарами альтернативной медицины, изобилуют брошюрами, которые написаны наукообразным языком, но не имеют к науке ни малейшего отношения... Следует поэтому с осторожностью относиться к рекламе

альтернативной медицины, значительная часть которой является коммерческим трюком».

С. Брэтмен — врач официальной медицины США, использующий в своей практике некоторые методы нетрадиционной медицины, которые отнесены нами выше к первой группе нетрадиционных способов лечения (действительно дающих лечебный эффект). Все сказанное им в отношении нетрадиционной медицины имеет прямое отношение и к нетрадиционному питанию. Интересны личные данные С. Брэтмена по оценке применения нетрадиционной медицины (из первой группы методов) при некоторых заболеваниях. Так, вероятность положительного эффекта при неревматических заболеваниях суставов (артриты, остеоартриты) оценивается им от низкой до умеренной, при болях в шее, спине, плечах и судорогах в ногах — как высокая, при тяжелых хронических заболеваниях (гепатит, рассеянный склероз, туберкулез и др.) — как низкая, что практически распространяется и на применение методов нетрадиционной медицины при раке, климактерических расстройствах, остеопорозе (заболевание костей) и ряде других распространенных заболеваний.