Понятие о йоге и хатха-йоге

Категория: Лечебное питание народной медицины

Возникновение йоги как древнеиндийского философско-религиозного и морально-этического учения теряется в глубине тысячелетий. Основоположником классического учения йоги является Патанджали (II в. до н. э.), который в трактате «Йога-сутра» изложил философию и практику йоги. Патанджали выделил йогу в самостоятельную систему, которая включает знания и действия, правила и рекомендации, затрагивает и тело, и ум, и душу человека.

В древнеиндийском языке (санскрите) слово «йога» означает «соединение», «слияние», «гармония». Философия йоги понимает под этим словом единение души человека с неким абсолютным Духом. Для практикующих начальные этапы учения йоги дается иное толкование этому слову — как единению и гармонии физического и психического состояния человека.

Патанджали разделил йогу на восемь ступеней, каждая из которых имеет свои смысл, программу и цель. Последовательное, постепенное, регулярное и неуклонное движение по восьми ступеням ведет к желаемой в йоге цели на физическом, психическом и духовном уровнях. Эти ступени, или этапы, называемые восьмиричным путем в йоге, составляют основу классической системы йоги. Восьмиричный путь йоги включает следующие ступени.

1. Яма — межличностная очищающая дисциплина; правила общественного поведения; отказ от всего плохого: ненанесение вреда живому существу, терпимость к людям, честность, правдивость, нестяжательство, обуздание чувств и желаний.

2. Нияма — внутри личностная очищающая дисциплина; выработка нравственных установок; недопущение отрицательных эмоций и плохих мыслей, скромность, несуетность.

3. Асаны — позы тела, обеспечивающие полный контроль за ним; нервно-мышечная самодисциплина; физические упражнения, при которых части тела, включая внутренние органы, напрягаются или расслабляются. Йоги практикуют 84 асаны, из которых 32 считаются особо важными для физического и духовного совершенства.

4. Пранаяма — система дыхательных упражнений для овладения праной — жизненной энергией; техника дыхания для подчинения его сознанию.

5.  Пратьяхара — контроль над чувствами, «отрыв» от чувственных восприятий и влияния внешних впечатлений.

6.  Дхарана — концентрация мысли; умение сосредоточиться на чем-нибудь одном при изоляции других мыслей и образов.

7. Дхьяна — медитация (сосредоточенное размышление) с вниканием в сущность объекта умственного созерцания при отрешенности от внутренних переживаний и внешнего мира.

8. Самадхи — самореализация; полное вникание в сущность объекта сосредоточенного размышления, когда очищенный ум сливается с этим объектом. Самадхи определяют как сверхсознание, как освобождение духа от тела, которое невозможно выразить словами. Оно близко буддистскому понятию о нирване — состоянии полного покоя вне пространства, времени, бытия и желаний, состоянии погруженности в космическое сознание.

Свами Вишнудевананда в «Полной иллюстрированной книге йоги» (1990) пишет, что йога уравновешивает и делает более сильными тело, ум и душу того, кто ее практикует. Цель практики йоги — достижение такого состояния, когда человек выходит за границы физического тела и разума, а душа отождествляет себя с высокой Душой и Богом. Однако это возможно только после овладения 8-й ступенью йоги — самадхи, которую могут достичь немногие йоги.

Для приближения системы Патанджали к интересам практикующих йогу восемь ее ступеней были сгруппированы в подсистемы:

Джанана-йога, которая включает этапы яма и нияма;

§ Хатха-йога, включающая асаны и пранаяма;

Раджа-йога, или высшая йога, которая включает 5-8-ю ступени восьмиричного пути в йоге.

Существует еще понятие о Крийя-йоге, которую можно назвать йогой очищения, или гигиеной йогов. Крийя-йога не является одной

из ступеней йоги, но ее правила должны соблюдаться на всем восьмиричном пути в йоге. Рекомендации по питанию йогов практически отражены именно в Крийя-йоге.

За исключением Хатха-йоги, остальные подсистемы не занимаются физической стороной жизни, цель их (Джанана-йога и Раджа-йога) — совершенствование человека с помощью морально-этических и философско-религиозных идей и методов, в том числе действующих на психику. Но, не освоив Хатха-йогу, нельзя двигаться вперед и вглубь. С другой стороны, Хатха-йога в значительной мере общедоступна и нередко позволяет достичь положительных результатов в профилактике и лечении некоторых заболеваний.

Большинство людей, когда говорят о йоге, имеют в виду какие-то физические и дыхательные упражнения, особенности питания и во-допотребления, некоторые приемы очищения тела. Во всех этих случаях речь идет именно о Хатха-йоге (физической йоге), которая практикуется во всем мире для укрепления здоровья, но является только составной частью йоги.

Санскритское (древнеиндийское) слово «хатха» состоит из двух слов: ха — «солнце» и тха — «луна», что символизирует два противоположных начала, которые, будучи соединены вместе, означают единство противоположностей в природе. Санскритское изречение «В здоровом теле — здоровый дух» также означает единство противоположностей и имеет свое воплощение в йоге.

Хатха-йога часто рассматривается в совокупности и даже как единое понятие с первыми двумя ступенями йоги (яма и нияма), направленными на самовоспитание в нравственном, морально-этическом плане, на самоконтроль мыслей, чувств и поведения. Таким образом, Хатха-йогу поглощает Джанана-йога и фактически охватывает все первые четыре ступени восьмиричного пути в йоге. Но переход к Раджа-йоге возможен только для тех, кто овладел Хатха-йогой. Йога в целом никогда не будет массовой, так как требует огромного трудолюбия, настойчивости, терпения, физической и духовной самоотдачи. Древние наставники йоги тщательно отбирали своих учеников по физическим и психическим данным и не имели дела с больными людьми. Йога — не для всех, но каждый может попробовать освоить занятия Хатха-йогой.

С конца XIX в. учение йоги стало распространяться в странах западного мира, где особенно бурный интерес к йоге возник в середине XX в. Первый статья правительства Индии Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии» (1955) писал: «Слово "йога"» сейчас хорошо известно в Европе и Америке, хотя значение его не понимают и

ассоциируют со странными обычаями и, в частности, с обычаем сидеть в позе Будды, уставившись на собственный пуп или кончик носа... Йога — это система воздействия на физическую основу человека и развития таким образом способности контролировать разум».

В СССР до 1980-х годов фактически была запрещена публикация книг по йоге и не разрешалась организация занятий по Хатха-йоге. Легализация йоги явилась следствием общедемократических перемен в стране.

С одной стороны, элементы Хатха-йоги, часто искаженные или даже противоречащие учению йоги, проникли в разные виды нетрадиционной медицины, нетрадиционного питания и псевдоцелитель-ства. С другой стороны, возникли протесты против йоги, особенно ее философско-религиозного направления. Например, А. А. Алифанов в книге «Очищение через пост» (1997) утверждают, что йога — это одна из «печальных картин загрязнения России под флагом "очищения"». С позиций православного христианина он пишет о том, что «многие годы потратил на занятия чудовищной практикой йоги... был слеп, но сегодня прозрел».

Каково место питания в йоге? В дзен-макробиотике и учении Ма-хариши Аюрведы, которые включают в себя элементы йоги, питание имеет ведущее значение (см. статьи 8 и 9). В противоположность этому в йоге питанию отводится важная, но не ведущая роль. Правила питания, как и правила очищения тела, распространяются на все ступени восьмиричного пути в йоге, являются необходимым фоном для овладения йогой, но не самостоятельными ступенями. Если только питаться, как рекомендует йога, или только воздерживаться от пищи, как делают йоги, или только очищать разными методами желудок и кишечник, как предлагает йога, — это все будет формальными и бесплодными элементами йоги — псевдойогой. Лишь совокупность всех составляющих (морально-этические правила, физические и дыхательные упражнения, питание, гигиена тела и др.) соответствует понятию о Хатха-йоге. Точно так же не является йогом тот, кто не овладел практикой Хатха-йоги, но называет себя последователем йоги, рассуждая о философских идеях и течениях этого учения.